Автобус из маскали на гору этна. На этну самостоятельно, без машины и почти бесплатно. Вулкан Этна: описание и местоположение

Кто побывал на Сицилии, равнодушным не уезжает. Так говорят. Трогает все — красота местной природы, историческое наполнение острова, дружелюбие и приветливость местного населения, разнообразная кухня. Самое для меня потрясающее и удивительное в Европе, и особенно в Средиземноморских странах — это ярко прорисовывается — удивительное и гармоничное сочетание фантастической красоты природы и исторических ценностей, абсолютно вписанных в повседневную неторопливую жизнь счастливых местных жителей. Они, кажется, не замечают того благолепия, что твориться вокруг, я же, каждый раз поражаюсь и даже слегка завидую их райскому местожительству.

Итак, Сицилия, Тринакрия, как называли ее с 7 века до н.э. Название указывало на треугольную форму острова, а в современном его символе можно разглядеть голову Медузы Горгоны, которая защищает от злых духов, три ноги, направленные в разные стороны и образующие круг, сообщающий гостям острова о цикличности и развитии; обрамляют эту композицию пшеничные колосья, являющиеся символом плодородия.

Восточное побережье было обследовано в первую неделю пребывания. Самый красивый город — Таормина. Самые необычные впечатления — поездка на Этну. Самое восхитительное — море. Его лазоревый цвет... Это то, что снится жуткими промозглыми московскими ночами. Сочетание море — солнце — небо — зелень радует глаз беспрестанно. Из Катанского аэропорта примерно 3 ч. по местным пробкам (дорогу они ремонтируют), и мы в местечке Джардини Наксос, где когда-то впервые высадились греки в поисках новых плодородных земель. Типичный курорт с отличным песчаным пляжем, променадом, улочкой, облепленной магазинчиками, отельчиками и ресторанчиками, тучей туристов, слоняющихся туда-сюда почти круглосуточно, и ощущением отдыха. Наш клубный отель, Naxos Beach, чуть в стороне и почти в самом конце вытянутого вдоль побережья городка. За забором обнаруживается целый город — все для самых ленивых, которые даже до ближайшего магазина за пределами отеля идти не хотят. Есть два варианта проживания: в главном корпусе в номере или в виллетах, раскиданных по всей территории. Виллета — двухэтажный домик, рассчитанный на 9-10 номеров. Мне гораздо больше понравились эти дачки: шума меньше, народу меньше, нет ощущения отельной суеты, будто, и правда, на даче, вокруг сады. Особенно, если на первом этаже — так выносишь кресло и сидишь, загораешь (для любителей), а с веранды второго этажа я видела море и цветущий сад, утром просыпалась от пения птиц и позвякивания колокольчиков — раза 3 рано-рано утром через соседний лужок прогоняли стадо овец. Огромная территория, свой пляж, 3 бассейна, всякие спортивные развлечения. Первый вечер, знамо дело, был посвящен обживанию, осмотру окрестностей, а также построению планов на ближайшую неделю. Прошлась по пляжу, насмотрелась на море, надышалась его чуть солоноватым запахом (это ж не Балтика, чтобы йодом и рыбой несло за километр!), прошлась по всем отельным дорожкам (на это ушло примерно час!), выбрала себе занятие на завтра, а тут и ужин подоспел. Решено было не тормозить, и уже на следующий день я уехала на Этну.

Я не первый раз в горах, не первый раз в Средиземноморской стране, но сочетание цветов и рельефа все также удивляет. Проезжаем маленькие городки, деревушки, экскурсовод неспешно рассказывает их историю, историю острова. С удивлением узнаю (видимо, курс истории по этой стране прошел мимо меня), что Сицилия стала Италией только в 1860 благодаря товарищу Гарибальди, а до этого момента кому она только не принадлежала. Аппетитный кусочек суши на перепутье морских торговых дорог, жемчужина Средиземного моря открыла свои благодатные земли для греков, затем на смену им пришли римляне, увековечив свое присутствие в камне и сердцах местных жителей. Затем карфагеняне, норманны, испанцы (самое долгое пребывание), совсем чуть-чуть французы и австрияки и, наконец, итальянцы. До сих пор существует некоторое кокетливое неприятие друг друга. Итальянцы шутят, что они дают пинка Сицилии, а сицилийцы не признают правления Италии, выбирая свой парламент и продвигая свои законы. Даже язык, говорят, отличается сильно. Сейчас это уже сказка.

Этна — гордость Сицилии, местные жители уважительно называют ее Госпожой — La Seniora. Она им дала основу экономики — плодородные земли, на которые в свое время позарились греки и начали свое завоевание острова. Цитрусовые здесь плодоносят круглогодично и даже входят в такое уникальное состояние, когда на одном и том же дереве можно увидеть цветы, завязи и уже готовые к употреблению плоды. Итальянцы называют такое состояние красивым словом zagara (также как цветок померанца).

Из окна моего отеля была видна вершина Этны. И утром, просыпаясь, я пыталась угадать, какую погоду сулит нам день грядущий. Хотя, частенько, облака, сгустившиеся над самой верхней точкой Европы и закрывшие обитель богов от глаз людских, так и висели над ней целый день, ускоряя ветра и морозя до костей путешественников, а у подножия и в долинах ярко светило солнце, и было жарко. Так случилось в первую поездку на Этну. Из залитых солнцем долин, где воздух был жарок и недвижим, мы приехали в холодное царство ветров. Теплые вещи оказались необходимы! Я взяла ветровку и на всякий случай шерстяную кофту — не помогло, поехав второй раз, прихватила еще шерстяной тулупчик (в Москве-то в это время года еще снежок лежит.) Но тоже спасало мало. Ветер пронизывал.

Вот здесь, еще не на самой большой доступной высоте понимаешь, что значит "жить, как на вулкане". Понятно, что в горах погода меняется каждые пять минут, но здесь... Каждые 5 секунд! Облака летят с чудовищной скоростью, накрывая вершину кратера, на которую мне предстоит взбираться, резко становится холодно, ветер сбивает с ног и пробирает до костей. Через минуту облако уже далеко, солнце шпарит во все лучи, я расстегиваю куртку, кофту, стягиваю перчатки. Но из-за вершины уже выплывает следующее облако, такое же стремительное, как и предыдущее. Ветер такой силы, что люди приседают, боясь улететь, хватаются друг за друга, за выпирающие камни.

Гора усеяна кратерами. Один из них — Селивестре. Открылся, извергся в 1979 г и стух. Теперь толпы туристов ползают по его вершине. Поражает и удивляет безжизненность земли. Такой марсианский пейзаж, вот-вот отключат воздух. Там, на высоте 1900 м, все сплошь покрыто лавой, и нет надежды, что когда-нибудь здесь будет также зелено, как полукилометром ниже. Растительность начинает пробиваться лет через 5-10, в лучшем случае, но Этна извергается каждый 2-3 года.

Внизу, в долине, где буйствует зелень, эти омертвевшие лавовые потоки кажутся еще большей нелепицей среди всего того восторга жизни, что окружает их. На этой высоте даже дома не страхуют — уж слишком велик риск, а вот те, что ниже, в долине — обязательно. Ученые давно научились предугадывать извержения, и после обязательной эвакуации населения, даже если ничего не случилось, выплачиваются деньги за причиненное беспокойство.

Второй раз погода была ясной. По канатке поднимаюсь до 2500 м, оттуда на спецджипах по прокопанной грейдерами в огромном сугробе (3-4 м высотой) дороге набираем высоту почти 3000 м. Едем медленно, скорость километров 20, в окошко смотрю за полосатой, словно зебра, землей: все-таки уже весна, черные прогалины проглядывают все чаще. По заснеженной вершине идем к еще не совсем закрывшемуся кратеру, извергавшемуся в 2002-2003 г.г. И опять на контрасте: вот только пару часов назад ходила босиком по зеленой траве, а здесь зимняя свежесть пробирается сквозь подошву летних ботинок. Извержение длилось 3 месяца, лава двигалась со средней скоростью несколько сотен м\час, т.е. при желании и убежать можно. Из пяти извергавшихся тогда кратеров остался один не до конца закрытый, он "дышит", т.е. выпускает теплые пары (говорят, очень полезные). Кладу руки на камни, они покрываются испариной в считанные секунды. Здесь и ветра меньше, и тепло совсем. Как только поднимаешься на вершину кратера — ощущение, что ветер будто специально сносит тебя вниз. Что-то зловещее наблюдаю во всей этой буро-черной массе, толстенным слоем засыпавшей все вокруг.

На соседнем закрывшемся кратере края обметаны серой. Глаза с удовольствием останавливаются на желто-зеленых пятнышках. Верхняя часть туловища заледенела от пронизывающего ветра, а ноги чувствуют поднимающееся тепло от земли. Убивает безжизненность пейзажа, в глазах все время три краски: черно-бурая земля, ярко-голубое небо и белые снег и облака. Мысли вертятся вокруг суетности, мелочности моих стремлений. Все-таки не случайно боги выбрали себе эту обитель. Кажется, облака бы развести руками, и вся Сицилия как на ладони.

Контраст особенно ощутим в Zanferrino, где был проведен эксперимент в 1993 г, а сейчас это выдают за легенду. Было решено в плотном потоке, что надвигался на этот городок проковырять дыру и отвести основную массу в сторону, где никто не живет. Два взрыва, и лава потекла по заданному направлению, но все-таки 30% потока ушло своим курсом. Чудо состоит в том, что остановился он за 2 м до жилого дома!! Перед этим домой стоит образ Девы Марии, поэтому туристам рассказывают, что Дева Мария сотворила чудо, и поток остановился. Пусть так. Хотя, действительно, существует такое место (название уже не вспомнить), где лавовый поток нависает над алтарем Девы Марии, образуя нишу. Наблюдать такое чудовищное сочетание очень странно. Ведь вокруг все утопает в зелени, самой разнообразной — и цветы, и деревья, и кустарники. И даже виноградники здесь шикарные, не смотря на скалистость почв. Земля очень плодородна, ведь в лаве содержится вся таблица Менделеева. Виноград получается очень вкусным и терпким.

Если от этого самого домика идти вверх по дорожке, а потом уйти на ту, что левее, оттуда вид открывается поразительный: из седловины меж двух вершин вытекает пористым потоком застывшая лава, безжизненная, чернеющая и отблескивающая на солнце масса, она заполняет всю центральную часть открывающегося пейзажа, а вокруг, словно для равновесия, дрок цветет, какой-то бело-желтый кустарник, разбрасывая свои метелки по соседним широким листам агавы, опунция, вьюнок, тимофеевка, камнеломка, что-то фиолетовое, розоватое. Над этим всем роскошеством летают бабочки, между травами, на камнях греются зеленые ящерки, которые тоже в изобилии здесь, птицы не смолкают ни на минуту. И краем глаза замечаю, что посреди этого потока, который достигал 25 м вышиной, притаилась крыша крохотной избушки. Подобное я видела и выше, где среди черной земли (там уже совершенно ничего не растет), проглядывает залитая лавой крыша домика. Теперь сюда возят экскурсии. Явление, и правда, удивительное.

Чудесно задержаться в этом местечке. Как только отъезжают туристические автобусы — тишина и благодать. Забраться чуть повыше, разложить на валуне припасенный с собой обед, да насладиться пикником на уютной полянке под трели птиц. Погулять, надышаться плотным от многообразного цветения воздухом, узнать, что же там, в седловине, пройти вдоль этого черного потока — где еще такое увидишь?!

Спускаясь к морю, проезжаем Сан Верина, которая пострадала больше от землетрясения, предшествующего извержению. Фронтальная часть кафедрального собора поддерживает специальная железная конструкция. Собор будто надвое раскололся, если бы не поддержка, так стены, словно скорлупки, распались бы в разные стороны.

О насущном

Стоимость подъемного билета складывается из нескольких компонентов: канатка + джип + гид. Времени на размышления у меня не было, т.к. желающие подняться на вершину из моей группы уже уехали, и на все про все дали 2ч (!!!). Не разобравшись, купила за полную стоимость. Однако, для туристов любопытных и неленивых, путешествующих самостоятельно и никуда особо не торопящихся, резонно оплатить подъем по канатке, а следующие 400м (высоты, а не дороги) преодолеть пешком (так, кстати, делали многие, в т.ч. и пенсионеры). Дорога, конечно, не самая красивая и простая, но ощущения, уверена, незабываемые! Гид мне особо ничем не помог, т.к. англоговорящий вот только-только ушел с мини-группой на осмотр кратера, догнать его не было возможности, а моей минигруппе предоставили итальянца и француза на выбор. Все-таки по-французски я понимаю больше, чем по-итальянски, но не достаточно для восприятия полноты картины. В общем и целом, рассказ шел о том, сколько раз извергался вулкан на протяжении всей истории, что Этна — один из 10 постоянно действующих вулканов на нашей планете (за 3-4 дня до отъезда вулкан начал куриться. Я чуть испугалась и немного порадовалась — увидеть извержение — вот это да! Но гиды объяснили, что с ним такое бывает часто), что геотермическая ступень всего 70 см и прочие технические подробности, о которых можно почитать в энциклопедиях. Многие туристы в спецэкипировке (кстати, теплую одежду и удобную обувь можно взять на прокат — 1,5 евро за предмет) преодолевают подъем, не выходя на дорогу. Сначала по лавовым холмам, затем по заснеженным долинам, они идут к вершине. Вроде и занятие монотонное, но ощущаешь себя властелином мира. Этна — самая высокая точка в Европе (3340 м). Там, на верху чувствуешь силу, могущество человеческое, единение с природой. Воздух чудесен! Прозрачен и чист! Смотришь оттуда, сверху, и кажется, что весь мир распростерся у твоих ног. Боги, и правда, здесь обитают.

Вулкан Этна — самая первая достопримечательность, которую мы увидели на Сицилии. И, пожалуй, она самая яркая и запоминающаяся, must-see одним словом. Как я уже говорила, мы прилетели в Катанию прямым рейсом из Москвы. Сразу взяли в аренду автомобиль в аэропорте и отправились поближе к вулкану Этна в городок Николози. Посещение Катании мы оставили напоследок, после того как объедем весь остров. На то было несколько причин, об этом расскажу позже. Повествовать о путешествии я решила последовательно по маршруту. Ознакомиться полностью с можно в этой .

Перед восхождением на Этну, мы сделали остановку в Николози . Городок находится прямо у подножия Этны и расположен на территории Природного парка Этны . Это знаменитое место среди тех, кто направляется на вулкан. Сам городок мы не осмотрели, просто проехали по главной улице Via Etnea ведущей к вулкану. Немного жалею о том, что поленились выехать на прогулку. Однако городок оставил приятные впечатления: неспешная жизнь, узкие улочки, маленькие кофейни и магазинчики.


Николози, улица Via Etnea

В Николози мы провели ночь в отеле . Вилла расположена в километре от центра Николози и всего в 1,5 км езды от парка Этны. Расстояние отсюда до базы Рифуджо-Сапиенца, где находится канатная дорога на вулкан около 18 км (30 минут на машине). Добираться удобнее всего на машине по Strada Provinciale 92 или по Via Catania. При отеле есть 2 бесплатные парковки, ресторан и пиццерия, бассейн с шезлонгами и ухоженная садовая.


Отель в Николози

Перед восхождением на Этну я искала отель с бассейном, чтобы отдохнуть с дороги. Сначала я нашла потрясающую виллу за смешную цену на Airbnb , но хозяин тактично отказал в бронировании. Меня это обескуражило и расстроило, уж очень понравился тот вариант. Тогда я нашла на старом добром этот отель на вилле примерно за эту же стоимость. И знаете, я нисколько не пожалела. Это один и лучших отелей, в которых мы останавливались на Сицилии. Подготовлю отдельный отзыв о нем.


Отель в Николози

Как добраться до Этны

Вулкан Этна самый высокий действующий вулкан в Европе. Этна является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО . Он расположен в восточной части острова Сицилии, в 35 км от Катании. Высота Этны составляет 3340 метров над уровнем моря.

Добраться до вулкана можно разными способами. Вокруг Этны курсирует поезд Circumetnea . Это оригинальный способ осмотреть окрестности вулкана, но для восхождения он не самый удобный. На Этну есть прямые рейсовые автобусы из Катании. Это отличный вариант бюджетно добраться до вулкана. Но на мой взгляд удобнее добираться самостоятельно на машине или на такси именно из Катании, дорога занимает не больше 1 часа.

Автобус из Катании на Этну и обратно


База Рифуджо-Сапиенца

Автобусные рейсы по маршруту Катания — Этна осуществляет компания AST . Цена билета в одну сторону составляет 4 евро , билет туда-обратно — 6,60 евро . Всего 1 рейс в день по маршруту Катания — Этна и один обратный рейс с Этны в Катанию.

Отправление из Катании в 8:15 с площади Piazza Papa Giovanni XXIII рядом с главным ж/д вокзалом Катании. Время в пути 2 часа. Прибытие на базу Рифуджо-Сапиенца в 10:15. Автобус следует через Николози и делает там несколько остановок.

Обратный рейс от базы Рифуджо-Сапиенца в Катанию в 16:30. Прибытие в Катанию в 18:30. Рейсы на Этну совершаются каждый день в будни и выходные дни по этому расписанию, кроме праздничных дней. О праздничных днях узнавайте заранее.

Купить билеты можно в офисе компании и в табачериях (табачные киоски, где продают напитки, сигареты, газеты). У водителя билет купить нельзя. Желающих попасть на Этну много, поэтому приходите пораньше, чтобы купить билеты. Билет можно купить только в день отправления, заранее и онлайн они не продаются. Офис компании находится рядом с остановкой отправления автобуса на площади Piazza Papa Giovanni XXIII рядом с главным ж/д вокзалом.

Сайт автобусной компании AST: www.aziendasicilianatrasporti.it

Самостоятельно на машине до Этны


База Рифуджо-Сапиенца

Добраться самостоятельно на машине к подножию Этны — это самый комфортный вариант на мой взгляд. Во-первых, вы не ограничены временем. Можете подняться и спуститься в любой время, не нужно торопиться на автобус. Во-вторых, по дороге к вулкану можно вдоволь насладиться пейзажами и делать остановки по пути, чтобы сделать классные снимки или просто вдохнуть свежего горного воздуха. В-третьих, вообще путешествовать с семьей на Сицилии удобнее всего на машине. Теплые куртки для восхождения на вулкан, коляска и все необходимые вещи всегда под рукой.

Чтобы совершить подъем на Этну нужно поехать либо по самому популярному Южному маршруту до Рифуджо-Сапиенца, либо по Северному маршруту до Лингуаглосса. О маршрутах восхождения читайте подробнее в следующем пункте.

Из Катании по Южному маршруту до базы Рифуджо-Саниенца нужно двигаться в направлении Via Etnea и Via Tarderia/SP141 в сторону Via della Regione и Via Catania.

Если делать остановку в Николози, то продолжить маршрут до Этны можно по Strada Provinciale 92. По времени занимает почти столько же как по Via Catania, но трафика меньше.

Из Катании по Северному маршруту до Лингуаглосса нужно ехать по трассе A18/E45 и по Strada Regionale/Via Mareneve.

На поезде вокруг Этны


Окрестности Этны

Можно прокатиться вокруг Этны на историческом поезде Чиркумэтнеа (Circumetnea) . Этот маршрут был запущен аж в 1898 году и до сих пор действует. Поезд Чиркумэтнеа — не только туристическое развлечение, в первую очередь он предназначен для местных жителей, живущих в окрестностях Этны. Поезд совершает практически полный круг, курсируя через деревни у подножия вулкана Этна.

Поезд отправляется с ж/д станции Борго (Borgo) в Катании. Конечная станция маршрута — в прибрежном городке Рипосто (Riposto) . Протяженность маршрута составляет 111 км. Время в пути около 3 часов. Поезд делает много остановок по пути.

Билеты на поезд Чиркумэтнеа можно приобрести в кассе на ж/д вокзале. Билет из Катании в Рипосто обойдется в 7,9 евро в один конец и 13 евро в оба конца. Покупая один билет можно выходить на любой станции и садиться на следующий поезд. Таким способом можно посмотреть Этну на 360 градусов.

Я разговаривала с двумя путешествующими дядечками-американцами. Мы познакомились в порту Катании. Он рассказывали нам, как проехались вокруг Этны на поезде Чиркумэтнеа и были в восторге от пейзажей и поездки в целом.

Маршруты восхождения на вулкан Этна

Совершить восхождение на вулкан можно различными способами. Существует 3 туристических маршрута на Этну. Можно совершить восхождение самостоятельно или купить групповую экскурсию либо нанять персонального гида. Любой из них обещает массу впечатлений от живописных видов на могущественный вулкан.


Вулкан Этна, на высоте 2920 метров

Маршруты восхождения на вулкан Этна:

  • Южный маршрут (Etna Sud) - самый популярный путь к вулкану. Он начинается от базы Рифуджо-Сапиенца (высота 1900 м). Маршрут включает в себя подъем на фуникулере или пешком от базы Рифуджо-Сапиенца до базы Ла-Монтаньола (2500 метров), затем подъем на автобусе или пешком на высоту 2920 метров.
  • Восточный маршрут начинается от деревни Дзафферана Этнеа и также ведет к базе Рифуджо-Сапиенца.
  • Северный маршрут (Etna Nord) проходит через небольшие городки Пьедимонте-Этнео и Лингуаглосса и ведет к базе Пьяно-Провенцано. Канатной дороги здесь нет. Но зато северные склоны более живописные и зеленые.

Мы выбрали самый удобный и популярный Южный маршрут для восхождения на Этну. До базы Рифуджо-Сапиенца мы добрались из Николози на машине по дороге Strada Provinciale 92. Главный ориентир с дороги — отель , который находится рядом с фуникулером. Отель пользуется популярностью среди путешественников в любое время года. Ведь зимой на Этне открывается горнолыжный сезон. На площадке для парковки есть кафе и множество сувенирных магазинчиков.

Рядом со станцией Рифуджо-Сапиенца расположены самые нижние и старые кратеры Сильвестри . В направлении этих кратеров ведут указатели. Так что необязательно подниматься выше на фуникулере, чтобы увидеть кратеры. Некоторым путешественникам достаточно короткой прогулки до них. Но я не вижу смысла ехать на Этну, чтобы не совершить настоящий подъем хотя бы до высоты 3000 метров.


Самый популярный вариант восхождения на вулкан — подъем на фуникулере до базы Ла-Монтаньола (2500 метров) и автобус до высоты 2920 метров. Билет «фуникулер+автобус+экскурсия с гидом » стоит 63 евро . Билет уже включает в себя экскурсию с гидом. Билеты продаются на кассе фуникулера.

Отдельно фуникулер от Рифуджо-Сапиенца до базы Ла-Монтаньола туда-обратно стоит 30 евро . Дальше можно отправиться пешком. Многие так и делают. Но на полпути уже выглядят уставшими и по-моему откровенно завидуют тем, кто едет на автобусе.

Кстати, подъем на Этну от базы Рифуджо-Сапиенца можно осуществить полностью пешком и бесплатно. Однако рассчитывайте свои силы и время. Если вы на спорте и вам хочется покорить Этну, тогда надевайте удобную обувь и вперед!

Официальный сайт канатной дороги Этны: www.funiviaetna.com


Канатная дорога Funivia dell’Etna

Поскольку мы путешествуем с ребенком, для нас вариант фуникулер+автобус к кратерам — оказался идеальным и максимально комфортным.


База Рифуджо-Сапиенца

Сначала на фуникулере мы поднялись до базы Ла-Монтаньола на высоту 2500 метров. Учитывайте, что здесь ветрено и холоднее, чем внизу. Если собираетесь подниматься еще выше к кратерам, советую взять теплую куртку с капюшоном, удобные ботинки или кроссовки . На всякий случай здесь есть прокат теплой одежды за пару евро.


База Ла-Монтаньола на высоте 2500 метров
Остановка автобусов на высоте 2900 метров

Понятное дело, мы отстали от группы, пока упаковывали Еву в эрго-рюкзак (коляску мы с собой не брали). Поэтому основную информацию я прослушала. Но зато мы спокойно и не торопясь насладились черными космическими пейзажами застывшей лавы. Кстати, можно присоединиться к следующей группе и позже спуститься к автобусам в любое время. Никто по времени не ограничивает.

На форумах есть информация, что местные гиды предлагают подъем до самого верхнего кратера Бокка-Нуова (Bocca Nuova ) на высоте 3340 метров. Билет стоит 85 евро . Он включает фуникулер, автобус до высоты 2920 метров и пеший подъем на вершину Bocca Nuova в сопровождении гида, одежду и необходимое снаряжение. Группа состоит из 20-30 человек.

Жаль, что о возможности подняться до самого верхнего кратера узнала уже позже. Хотелось бы увидеть своими глазами, то что скрыто от толп туристов. Но я не уверена, допустили бы нас с годовалым ребенком?

Лучшие фото на вершине получаются при условии хорошей видимости. Хотя нависающие облака и легкий туман наоборот добавляют особой магии на фото.

  • Официальная высота Этны меняется с каждым извержением.
  • Точно также с каждым извержением меняются пешеходные маршруты восхождения на вулкан.
  • В результате боковых извержений у Этны образовалось более 400 кратеров .
  • В среднем раз в три месяца вулкан извергает лаву.
  • Кратер Сильвестри – один из старых потухших кратеров вулкана Этна. Он находится на высоте 1900 метров, и к нему можно доехать на автомобиле.
  • Зимой на Этне горнолыжный сезон . На Северном маршруте есть Итальянская лыжная школа
  • Продукты выращенные на склонах Этны обладают неповторимым вкусом. Лавовая почва богата микроэлементами . Здесь производят мед, вино, ореховые пасты
  • Из лавового камня делают разнообразные сувениры на любой вкус. А можно захватить небольшие куски лавы прямо с вулкана, у нас в аэропорте не забрали.

Экскурсии на вулкан Этна

Если лень организовывать поездку на автобусе и заморачиваться с арендой автомобиля, можно купить экскурсию на Этну. Такие экскурсии продают на всех популярных курортах. Стоимость разная, зависит от расстояния до Этны и программы экскурсии. Уточняйте, что именно входит в стоимость экскурсии и за что нужно платить дополнительно (за фуникулер, обед и напитки например).

Экскурсии можно купить у частных гидов или забронировать в интернете на сайтах экскурсий от местных жителей — таких как , или на Airbnb в разделе впечатления. Посмотрите, какие есть индивидуальные и групповые . Цены не кусаются, обратите внимание что часто стоимость за экскурсию указана независимо от кол-ва человек. Особенно выгодно, если бы едете небольшой компанией 4-6 человек.

Кстати, я сначала так и хотела поступить: забронировать экскурсию на вулкан с Джузеппе на Airbnb . Но потом подумала что с Евой будет не очень комфортно, потому что не знала насколько сложным будет маршрут. Хотя сейчас уже побывав, понимаю, что было бы интересно получить такой опыт экскурсии с местным гидом. По цене не дорого, но какой кайф общаться с настоящим сицилийцем.

В целом на восхождение на Этну у нас ушло около 3,5 часов. Это не считая дороги на машине до базы Рифуджо-Сапиенца. На подъем на высоту 2920 метров (фуникулер + автобус) ушло около 1 часа. На верху мы провели около 1,5 часов. И на спуск через сувенирный магазин также ушел 1 час. Мы путешествовали в мае, туристов было не так много, поэтому в очередях нам стоять не пришлось. Поэтому мы управились достаточно быстро и отправились за покупками в аутлет Sicilia Outlet Village . Самое лучше место для шоппинга на Сицилии, но об этом уже в другой раз.

Надеюсь, что наше маленькое путешествие на Этну вдохновит вас посетить Сицилию и совершить свое восхождение на вулкан, по собственным маршрутам. А мы всегда рады вашим счастливым отзывам! Берите с собой детей, чтобы они не только по учебникам географии узнали о вулкане Этна, а увидели собственными глазами и своими руками потрогали кусочки лавы.

Хоть раз в жизни побывать на вершине самого настоящего действующего вулкана удается далеко не каждому. Нам такое счастье выпало, мы были на вершине одного из самых высоких вулканов Европы, называется он Этна и расположен на итальянском острове Сицилия.

Собственно желание поехать на Сицилию, и было обусловлено в первую очередь посещением этого уникального в Европе места.
Вулкан Этна, высота на момент нашего посещения составляла 3325 м над уровнем моря. Последний раз активно извергался в феврале 2013 года, т.е. совсем недавно. С того времени почва на вершине ещё не остыла и когда мы бродили между его боковых кратеров, то через подошвы обуви чувствовалось, что земля горячая. Вокруг основного кратера расположено множество маленьких из которых периодически с интервалом в среднем раз в год происходит извержение с вытеканием лавы. Многие итальянцы нам говорили, что ждут очередного извержения, как манны небесной потому как в это время на острове происходит массовый приток туристов, а это живые деньги для местных.

Дым над Этной бывает трех цветов и все сицилийцы с раннего детства об этом знают. Проснувшись утром каждый житель острова невольно старается мельком взглянуть на вулкан, благо его видно из далека. Коренному сицилийцу достаточного беглого взгляда, чтобы оценить ситуацию. Итак, если над вулканом по-прежнему, как обычно, поднимается белый дым, то на Сицилии всё в порядке, можно спокойно идти заниматься своими делами и ни о чем не беспокоиться. Если дым красный, то вероятнее всего в ближайшие дни или недели возможно извержение, нужно быть наготове. И синий дым означает, что пора с острова сваливать, а точнее, немедленно взять паспорт, деньги и ценные вещи и ехать как можно дальше от вулкана, по возможности в аэропорт, чтобы покинуть остров.


Дорога на Этну. Кое-где растут лишайники.

Как подняться на Этну самостоятельно. Инструкция по восхождению.
Подняться на Этну можно несколькими способами. Самый простой, это купить экскурсию у туроператора. Вас привезут туда из любой точки Сицилии, всё вам расскажут и покажут и отвезут обратно.
Если решите добираться до Этны самостоятельно, то доехать можно двумя способами: с южной стороны, откуда мы собственно и ехали и с северной стороны вулкана, которая называется Etna Nord. Если соберетесь на северную сторону, то нужно сначала доехать по автостраде до Fiumefreddo и уже далее до площадки Piano Provenzana.
Мы были на более живописном склоне, на южном. Из Таормины доехали по платной автостраде до города Жиара (Giarra) и сразу свернули вправо по указателю через поселки S.Venerina-Zafferana и Etnea-Etna Sud на Этну. Указатели встречаются часто, они коричневого цвета и их трудно не заметить. Извилистый серпантин, который виляет среди массивных глыб застывшей лавы, приведет вас к подножию вулкана на площадку с названием Rifugio Sapienza, которая находится на высоте 1900 метров. Сюда ведет отличная асфальтированная дорога. На карте это название есть, но навигатор, который я брал с собой, его не видел. Поэтому мы и ехали в основном по дорожным указателям, что совершенно оказалось не трудно.
Здесь, на Rifugio Sapienza, расположена большая парковка, кстати, платная, 4 евро в день. Есть и почасовая оплата за паркинг. По парковке ходит мужик и всем объясняет, где можно парковку оплатить. Мы оплатили целый день. После оплаты вам выдают талончик, который нужно положить под стекло вашего автомобиля. С парковки до высоты 2300 метров нужно уже подниматься на канатной дороге.
Мы знали, что на вершине Этны будет не жарко, а может даже и холодно, несмотря на почти сорокоградусную жару внизу, поэтому ещё дома к этому подготовились, взяли с собой теплые куртки, носки и закрытую обувь. Если не хотите с этим заморачиваться, то можно взять на прокат теплые куртки и ботинки. Стоит это 2 евро за комплект.


Площадка "Rifugio Sapienza".

Итак, мы зашли в ангар станции, откуда стартует канатная дорога. Тут оказалась небольшая очередь за билетами, но она быстро продвигается. Пока в ней стояли, то от нечего делать рассматривали дымящую вершину вулкана на «плазме», размещенной на стене, куда изображение транслируется с web-камеры, установленной где-то там на верху. Сразу видно, какая там погода. Наконец подходим к кассе. Кассир задает вопрос, на какую именно высоту вы собираетесь подняться, от этого зависит стоимость билетов. Мы сначала купили билеты только на канатную дорогу и уже на верхней станции потом докупали билеты на автобус, который везет ещё выше и ближе к кратеру. Нужно было сразу покупать билеты и на автобус, но нас что-то тормознуло или я чего-то сразу не понял.


Очередь за билетами на канатную дорогу.


Коридор к кабинкам.


Кабинка канатки.

Затем по указателю идем к движущимся кабинкам. Вас встречает электронный компостер билетов очень похожий на те, что установлены в московских автобусах. Т.е. вставляешь билет и он тут же выскакивает обратно уже прокомпостированный. Проходим немного вперед и видим подъезжающие кабинки с уже открытыми дверками. Садимся на ходу, дверки закрываются автоматически и вперед, т.е. вверх. Кабинка рассчитана на шестерых, стенки её стеклянные и через них всё прекрасно видно. На верх она ползет минут десять. От впечатлений захватывает дух и вид из кабинки открывается потрясающий, не успеваешь щелкать затвором фотоаппарата.


Канатная дорога на вулкан Этну.

После подъёма и выхода из кабинки, вы попадаете на не большую площадку, высота уже 2300 метров. Под ногами черная рыхлая щебенка. Чувствуется, что стало несколько прохладней и появляется мысль, как бы там, на вершине не замерзнуть. Если вы решили подняться на Этну без своих теплых вещей, то тут к вашим услугам прокат теплых курток и горных ботинок по цене 2 евро за комплект. Отсюда многие туристы начинают самостоятельно подниматься до вершины кратера. Настоятельно не рекомендую этого делать. Уже на этом месте чувствуется, что воздух разряжен, кислорода мало и дышать реально становиться трудно. Не знаю, кем надо быть, чтобы решиться на подъём самостоятельно. А мы таких самоходов видели десятки. Многие топают в шортах и обычных пляжных сандалиях. На что рассчитывают - не понятно, может грехи какие замаливают.


Площадка на высоте 2300 метров. Здесь находится остановка автобусов.

Здесь же на этой площадке есть небольшое кафе, где можно перекусить сэндвичем или пиццей и выпить чашечку кофе. Мы это проделали на обратном пути. Тут же установлены пара мониторов, на которых показывают фильм о последнем извержении Этны во всех его красотах. Очень зрелищно!
Отсюда, с этой площадки, основная адекватная масса туристов садится на мерседовские автобусы, которые везут вас уже на высоту 2900 метров к боковым кратерам. Снова пришлось встать в очередь на автобус. Правда, они подходят каждые десять-пятнадцать минут и очередь двигается быстро.


Автобус поднимается к вулкану.

Извилистая гаревая дорога ведет в гору, по ней поднимаются автобусы. Такое впечатление, что едешь по холмистой пустынной равнине. Вокруг только черная гарь и кусочки измельченной пензы. По этим черных сопкам гуськом поднимаются или скатываются с них любители пеших восхождений к вулканам. Растительности вокруг никакой.


Туристы гуляют на склонах вулкана Этна. А чего им бояться, дым-то белого цвета.


Верхняя площадка, куда подвозят на автобусах. Отсюда же автобусы спускаются вниз. Вот он, красавец, во всей красе, спит пока.

Наконец автобус останавливается и вы оказываетесь на высоте 2900 метров. Здесь воздух ещё более разряжен. Если начинаешь немного подниматься в горку, то сразу чувствуется отдышка. Людей много, все гуляют по тропинкам вокруг малых боковых кратеров. При выходе из автобуса вас сразу попытается заманить экскурсовод, за которого вы, кстати, уже заплатили 9 евро ещё внизу. Эту плату за экскурсию впаривают вместе с билетами на автобус. Экскурсовод полезен тем, кто знает итальянский. На английском, тем более на русском языке мы гидов не видели. По вулкану гуляли самостоятельно. Совсем уж холодно не было, но осенние куртки нам оказались очень кстати, тем более закрытая обувь. Через подошву чувствовалось, что земля горячая, видимо ещё не остыла от последнего извержения.


На одном из малых кратеров. Вдали виден основной большой кратер, который до сих пор дымит, или как говорят на Сицилии, курится.


Неожиданно обнаружили небольшой снежный сугроб. Земля горячая под ногами, а тут сугроб настоящий.


Остатки вулканической деятельности.


Мы стоим на земле, но выше облаков.


Маленькие кратеры дымят себе потихоньку.


Нам хватило часа полтора на всё-про-всё после чего вернулись к стоянке автобусов и сели в первый же отправляющийся вниз.
Обратно на фуникулер никакой очереди уже не было и в кабинке мы ехали вдвоём. Спустившись на Rifugio Sapienza, прогулялись по сувенирным магазинчикам. Народ в основном покупает сицилийский мёд, он продаётся почти в каждом магазинчике. В основном все сувениры с Этны, это всевозможные поделки из черной лавы или из пензы. Переодевались мы возле машины. Стоимость билетов на Этну на одноо человека составляет: 28,75 евро (канатная дорога) + 22,40 евро (автобус) + 9 евро (экскурсовод). Итого 60,15 евро.


Сувениры с Этны.

Обратно уже спускались по другой дороге, но тоже по южному склону. Наш путь лежал в Катанию.
На вулкан Этна можно добраться и на рейсовом автобусе. Сначала доезжаете до Катании, там на автостанции садитесь на автобус, который привезет вас на Rifugio Sapienza. Билет стоит что-то около 30 евро на одного. А дальше уже ясно, что делать.

Извержение вулкана Этна в апреле 2011 года. Автор видео: AndreaErcolani

Этна (Etna/Mount Etna) - ныне действующий вулкан (стратовулкан), является самым высоким вулканом Европы и, из-за частых извержений, считается одним из самых активных вулканов мира. Имеет площадь около 1250 кв.км и, приблизительно 3350 метровую высоту.

Расположен вулкан на восточном побережье Сицилии, вблизи городов Катании и Таормины, а также недалеко от Мессины. Вулкан имеет несколько сот различных кратеров, некоторые из которых можно увидеть, посетив Этну. Лава, время от времени извергающаяся из недр вулкана, богата большим количеством минералов, поэтому обогащенная минералами земля очень плодородна, а склоны Этны имеют статус природного заповедника. Здесь произрастают оливы, гранатовые, цитрусовые и фруктовые культуры, а белый виноград, выращенный на обогащенной земле, имеет ни с чем несравнимый ярко выраженный приятный вкус (необычно и вкусно, стоит попробовать).

Вулкан Этна является одним из главных символов Сицилии, входит в список самых интересных, посещаемых и непредсказуемых достопримечательностей не только острова, но и всей Италии, а возможно даже Европы.

Естественно, всё очень индивидуально и каждая достопримечательность на любителя, кому-то нравится Этна и подобные высоты, а кто-то предпочитает узкие улочки старых городов и солнечные побережья.

Для нас Этна стала невероятным приключением, оставив после себя массу положительных эмоций и незабываемых впечатлений. Мы специально поехали в (из города ходит общественный автобус на Этну), чтобы посетить Этну самостоятельно. Конечно, это удивительное место, сочетающее в себе непревзойденную красоту и мощь природы, здесь можно пройти сквозь облака и почувствовать «дыхание земли», а неповторимые виды, открывающиеся с высоты большого кратера, захватывают дух и выглядят просто нереально. Это нужно видеть лично, словами и фотографиями, даже на одну долю процента не передать всех тех ощущений, которые испытываешь, находясь на Этне.

Туристические маршруты на Этну. Самостоятельно на покорение Этны

В летнее время (с апреля по ноябрь) можно совершить туристический подъем на вулкан, увидеть его кратеры и застывшую лаву. А в зимний (с декабря по март) - гостям предлагается обуздать «живого великана», занявшись горнолыжным спортом на его склонах.

Посетить Этну можно несколькими способами :

С экскурсией;

Самостоятельно на автомобиле, взяв авто напрокат . Поездка на авто дает большую маневренность: во-первых, ехать можно из любой точки острова, а во-вторых, ты не будешь привязан к расписанию автобуса;

Самостоятельно на общественном автобусе из Катании (это был наш вариант).

Для туристов, желающих посетить Этну, есть три маршрута :

Южный, из Катании. Нам он показался самым интересным.

Восточный маршрут проходит через деревню Дзафферана. Южный и Восточный маршруты соединяются на отметке 1923 метров в Руфиджио Сапиенца. Отсюда берет свое начало канатная дорога.

Северный маршрут проходит по склону и менее туристический. Данный склон более живописен (здесь зелень и цветы), нежели южный маршрут, однако, нам он показался менее привлекательным в том плане, что путешествуя по нему, вы вряд ли ощутите все прелести вулкана - высота под 3000 метров с застывшей лавой, кратерами и всей «дикостью» матушки природы. Северный маршрут проходит через небольшие городки Пьедимонте-Этнео и Лингуаглосса, и ведет к базе Пьяно-Провенцано (Piano Provenzana), здесь находятся горнолыжный курорт и конный центр.

Южный маршрут (канатка, вулканические породы, кратеры, ледяной ветер и облака)

О том, как добраться на автобусе из Катании на Этну расскажем в конце статьи.

Маршрут берет свое начало от Канатной дороги Этны, расположенной на высоте 1923 метра над уровнем моря. Здесь, на оборудованной площадке, находятся: парковка, сувенирные лавки, несколько кафе, а также кассы. В разгар туристического сезона (с мая по октябрь), желающих подняться на Этну много, поэтому очередь начинается ещё с улицы.

В кассах можно приобрести билеты на канатную дорогу, стоимость 30 евро в обе стороны. Канатка поднимет вас на станцию, расположенную на высоте 2500 метров. Также можно купить билет на автобус (внедорожное транспортное средство), на которых будет возможность подняться выше, к самой высокой точке, доступной для туристов - большому кратеру Барбагалло (Crateri barbagallo), стоимость 24 евро, + приобрести сопровождение гида за 9 евро. Можно покупать все три услуги в комплексе или каждую по отдельности.

Поскольку Этна - действующий вулкан и в зависимости от погодных условий, высота и условия проведения экскурсий (маршруты) могут изменяться.

В летний сезон (с апреля по ноябрь) канатная дорога Этны открыта ежедневно с 09:00 до 16:15 (последний отъезд в гору).

Мы приобрели билеты только на подъемник. При покупке билета выдают пластиковую карту, которая понадобится для прохождения турникета на подъем и на спуске. Как вариант, можно ничего не покупать, а пойти пешком, дорога для пешего подъема проходит здесь же, возле канатной дороги. Заблудиться невозможно, все понятно и просто.

Отстояв очередь, садимся в кабинки подвесной дороги и едем, наслаждаясь видами

На высоте 2500 метров расположен конечный пункт канатной дороги. Здесь, в крытом помещении есть кафе, места для отдыха и сувенирная лавка, где, помимо прочих (напитки, сладости, мед, различные подарочные наборы и тд.), можно также приобрести сувениры из застывшей лавы. Цены в кафе выше, нежели у нижней станции канатки. Многие берут еду и воду с собой, после подъема и прогулки по Этне нападает зверский голод. Мы взяли лишь крекеры, персики и воду, о чем впоследствии пожалели, нужно было брать больше еды.

Здесь же можно взять в аренду теплые непродуваемые куртки и треккинговую обувь. Цена 3 евро за куртку. На Этне, даже в летний период, холодно, дует ледяной пронизывающий ветер с сильными порывами, руки замерзают мгновенно. Одеваться советуем тепло, обязательно штаны, удобная обувь и куртка. Мы были в кофтах, + взяли с собой толстовки, надели и их, но выйдя на улицу, тут же замерзли и забежали обратно, пришлось брать напрокат куртки. Температура воздуха у подножия была +27 градусов, ощущаемая на Этне +1 градус.

У выхода из здания канатной дороги стоят внедорожники. Тех, кто приобрел билет на автобус, они отвезут к большому кратеру.

С площадки возле канатной дороги открываются прекрасные виды

Вблизи, с правой стороны, находятся несколько небольших кратеров, можно прогуляться к ним.

Мы же идем дальше пешком, к тому самому большому кратеру Барбагалло. Туристический маршрут вполне удобный, его преодолевают даже дети лет 10. Ощущения, конечно, изумительные - облака, с бешеной скоростью проплывающие мимо тебя, как будто режут пространство и до них можно дотянуться рукой. А тишина и уникальный вулканический ландшафт, раскинувшийся вокруг так далеко, насколько хватает взгляда, создают ощущение таинственности и потусторонней реальности.

Завораживает нереально

Подъем усложняется лишь сильными порывами ветра, порой чуть ли не сбивающими тебя с ног и сыпучей лавой с пеплом, в которых увязают ноги.

На протяжении всего пути установлены таблички с указанием высоты, которую ты достиг

Около двух часов неспешной ходьбы и вот мы на том самом месте, куда внедорожные транспортные средства привозят купивших билет - большой центральный кратер Барбагалло.

Здесь можно прогуляться вокруг верхней части кратера

С этой точки открываются несравненные виды на просторы Этны, её кратеры и вершины, а также, ниже уровня облаков, можно видеть красоты Сицилии, тех окрестностей, что раскинулись у подножия Этны.

Ощутить себя «выше облаков»

И почувствовать «дыхание земли». Из небольших ямок, глубиной буквально 10-20 см. от поверхности, исходит тепло вулкана - можно погреть заледеневшие руки. Удивительна всё-таки и прекрасна наша планета, стоим под порывами ледяного ветра с замерзшим лицом, а буквально немного под землю и уже горячо.

На обратном пути в автобусы приглашали всех желающих, билеты никто не проверял. Но мы решили спуститься пешком и ещё раз насладиться прелестями Этны.

Экскурсии на Этну

Самостоятельно на Этну из Катании

Как уже говорили выше, из Катании один раз в день ходит общественный автобус компании AST. Отправление в 08:15 от площади Папа Джованни XXIII (Piazza Papa Giovanni XXIII), что вблизи центрального вокзала Катании. Данный автобус довезет до нижней площадки канатной дороги. Обратный рейс от этой же, нижней станции (Рифуджо Сапиенца) в Катанию в 16.30.

Билет туда-обратно стоит 6,60 евро. Билеты необходимо покупать в офисе компании AST, в день отъезда, заранее не продают. Небольшой офис компании расположен вблизи площади, нужно перейти кольцевую дорогу вот к этому зданию

завернуть в переулок (Via Sturzo Luigi), что с левой стороны здания, и здесь, с левой стороны увидите офис AST

Билеты начинают продавать около 08:00 часов. Автобусы будут стоять на самой площади. В летний период отправляется два автобуса, народа обычно бывает много, поэтому, если не хватит сидячих мест, то придется ехать стоя. Чтобы занять сидячие места, советуем приходить немного заранее.

От канатки в Катанию первый автобус отходит чуть раньше заявленного времени (16:30), где-то в 16:10 и забирает всех, кто уже вернулся с вулкана. Уже в 16:15 мы отъехали от канатной станции. Второй подъедет около 16:30.

Такси/Трансфер →

При всей красоте Сицилии, при всем ее историческом богатстве, наибольший интерес у многих туристов вызывает доминанта и самая высокая точка острова – вулкан Этна. Несмотря на повышенную активность вершины и частые извержения, посещение ее склонов считается достаточно безопасным мероприятием, позволяющим оценить разрушительную мощь матушки-природы и охватить взором бескрайние сицилийские просторы.

Маршруты на Этну

Попасть на вершину можно по трем маршрутам:

  • Южный (Enta Sud) – с отправлением из Катании на автобусах перевозчика AST, прибытием на базу Рифуджио Сапиенца (Rifugio Sapienza) и дальнейшим поднятием по канатной дороге Funivia dell’Etna.
  • Восточный (Etna Vest) – через деревню Дзафферана-Этнеа (Zafferana Etnea) с прибытием на ту же базу Рифуджио Сапиенца.
  • Северный (Etna Nord) – через небольшие поселения Лингуаглосса (Linguaglossa) и Пьедимонте-Етнео (Piedimonte Etneo) до базы Пиано-Провендзана (Piano Provenzana).

Как добраться до Этны

Чтобы добраться до Этны, прежде всего, необходимо попасть на Сицилию. Путешествие на остров возможно двумя способами – по воздуху и по морю.

Самолетом

На Сицилии работают четыре международных аэропорта, но ближе всего к вулкану находится аэропорт «Катания-Фонтанаросса», расположенный в 7 км от города Катания. Сезонные и регулярные рейсы связывают его с Римом, Амстердамом, Флоренцией и рядом других городов мира. Если лететь из России, то без пересадок в аэропорт можно долететь из Москвы или Санкт-Петербурга.

Паромом

Любители морских путешествий могут выбрать поездку паромом с прибытием в порты Милаццо или Палермо. В первый можно попасть паромами компании Siremar, отправляющимися из Неаполя по вторникам и пятницам. Этот путь будет особенно актуален в том случае, если перед посещением Этны вы планируется дополнительно . Суда находятся в пути почти 17 часов.

В порт Палермо из Неаполя ходят паромы перевозчика Tirrenia с ежедневным отправлением в 20:15. Дорога занимает около 10 часов. Компания Grandi Navi Veloci предлагает регулярные рейсы в Палермо из Неаполя, Генуи и Чивитавеккьи. В зависимости от оператора и порта прибытия билет на паром обходится в среднем 50–60 €.

Как добраться до Этны из Катании

Если вы планируете посетить Этну по Южному маршруту, то в Катании проще всего сеть на автобус компании AST на площади Папы Иоанна XXIII (piazza Papa Giovanni XXIII) рядом с центральным железнодорожным вокзалом. Транспорт отправляется в 8:15, следуя к базе Рифуджио Сапиенца на высоте 1923 метра над уровнем моря.

На территории базы располагается нижняя станция катаной дороги, поднимающей на высоту 2550 метров к базе Ла-Монтаньола (La Montagniola). Стоимость поездки составляет 27 €.

Если вы хотите продолжить подъем, можно воспользоваться специальными многоместными внедорожниками, доставляющими туристов к тем местам, где хорошо видна активная деятельность вулкана (на высоту около 2900 метров). Стоимость путешествия с посещением Музея Этны, расположенного на высшем уровне, составит 63 € (цены на 2016 год).

Как добраться до Этны из Палермо

Чтобы попасть на вулкан из Палермо, на центральном железнодорожном вокзале города необходимо сесть на поезд компании Trenitalia и доехать до Катании. Далее – автобусами по вышеуказанному маршруту. Поезда ходят каждые 2 часа и находятся в пути около 2 часов 50 минут.

В качестве альтернативы можно воспользоваться автобусным сообщением и доехать до Катании транспортом компании SAIS с отправлением от железнодорожного вокзала. Автобусы ходят ежедневно с интервалом в 1,5 часа. Билет стоит 13,5 €.

Любители живописных видов непременно оценят путешествие по узкоколейной железной дороге Circumetnea, протянувшейся на расстояние около 111 км вокруг подножья вулкана. Отправившись на увлекательную экскурсию, туристы могут полюбоваться южным, западным и северным склонами Этны, апельсиновыми и лимонными рощами в ее предгорьях и безжизненными лавовыми полями рядом с городком Рандаццо.

В пути поезд останавливается на 30 станциях, включая Патерно и Адрано. Маршрут начинается на железнодорожном вокзале Катании и тянется до поселения Рипосто. Поезда ходят 3 раза в день, кроме воскресенья и праздников, преодолевая расстояние примерно за 3 часа. Билет в одну сторону стоит 7,9 €, туда и обратно – 13 €.

Проживание при посещении Этны

Для осмотра Этны лучше всего останавливаться в гостиничных заведениях Катании, откуда проще добраться до начала Южного маршрута. К услугам путешественников как роскошные отели и резиденции, так и недорогие гостиницы, хостелы и палаточные лагеря. Среди дорогих можно выбрать отель UNA Hotel Palace 4*, если нужно подешевле, то стоит остановить свой выбор на гостинице Catania City Center (персонал говорит на русском).

Для путешествующих автомобилем недалеко от Этны работает кемпинг Al Yag, где в аренду предоставляют мобильные домики по цене 70–110 € за ночь. Если не хочется тратить много времени на дорогу, можно остановиться в отеле на базе Рифуджио Сапиенца – рядом с нижней станцией канатной дороги.