Командная оболочка linux. Основы командной строки Windows. Условия. Множественный выбор

В большинстве дистрибутивов Linux по умолчанию установлена командная оболочка Bash. Отметим, что между всеми командными оболочками, соответствующими стандарту POSIX Unix-подобных операционных систем, разница небольшая.

Bash запускается в текстовом режиме или приложении "Терминал" и работает интерактивно. Это значит, что он ожидает ввод пользователя, далее интерпретирует введенную строку как команду, которую надо выполнить. Команды бывают разными: запуск программы, операции с файлами, выполнение скрипта на языке самого Bash и др.

Unix разрабатывалась как многопользовательская операционная система, доступ к которой пользователи осуществляли через терминалы. Например, в здании был один мощный компьютер, а в рабочих помещениях специалистов располагались терминалы – точки доступа к ресурсам общей машины.

В связи с распространением персональных компьютеров, начавшимся в 80-х годах, многопользовательские ОС оказались не востребованными массовым потребителем. Однако для серверов они стали хорошим выбором.

Представьте, что подключаетесь по протоколу SSH к веб-серверу, на котором размещаете файлы сайта. Работая в ОС GNU/Linux и запустив программу "Терминал", вы даете Bash"у команду на подключение к удаленной машине под конкретным именем пользователя. Сервер отвечает вам и требует ввести пароль этого пользователя. Все потому, что пользоваться данным компьютером-сервером может далеко не один человек.

На локальном компьютере в текстовом режиме Linux (если вы нажмете, например, Ctrl + Alt + F2) эмулируется удаленный доступ к машине через терминал. Здесь Bash первым делом предлагает вам ввести логин, после чего – пароль. При вводе пароля на экране ничего не отображается. Так сделано специально, чтобы нельзя было подсмотреть даже количество вводимых символов. Если введенная пара логин/пароль соответствуют какому-либо ранее зарегистрированному в системе пользователю, то вы увидите приглашение командной строки Bash"а на ввод команды. В случае ошибки потребуется заново вводить логин/пароль.

В графическом режиме приложение "Терминал" автоматически "берет" данные запустившего его пользователя и передает Bash"у. Таким образом, вы уже оказываетесь представленными системе и первое, что видите, – приглашение командной строки.

Приглашение командной строки имеет относительно стандартный синтаксис и выглядит примерно так: имя_пользователя@имя_компьютра:текущий_каталог знак.

На скриншоте pl – имя пользователя, comp – имя компьютера. Символ тильды ~ в Linux-системах – это сокращенное обозначение домашнего каталога пользователя (/home/user). Именно эту директорию Bash делает текущей по умолчанию. Знак доллара $ обозначает, что мы работаем под непривилегированным пользователем. Если находиться в системе под администратором, вместо доллара будет знак решетки #.

После приглашения автоматически ставится пробел и ожидается ввод команды. На рисунке выше сначала был просто нажат Enter. Во второй строке была введена команда перехода в другую директорию. В третьей строке мы видим результат ее выполнения – текущим каталогом стал /opt, что отображено в приглашении.

Существует множество команд, которые можно отдавать в Bash. В основном это команды запуска той или иной программы, которые находятся в каталогах /bin, /usr/bin и ряде других. Проверяемые каталоги записаны в переменной $PATH оболочки:

Здесь с помощью команды echo мы просим Bash выдать нам значение переменной $PATH. В выводе каталоги отделены друг от друга с помощью двоеточия.

Можно посмотреть, какие программы установлены в том или ином каталоге, после чего запустить одну из них:

Если приложение имеет только графический интерфейс, то оно так и запустится (если вы находитесь в графическом режиме, в случае текстового произойдет ошибка). При этом Bash будет ожидать завершения работы программы, то есть другие команды вводить не получится. Однако в "Терминале" вы можете открыть вторую вкладку или создать второе окно. При этом запустится другой процесс для Bash.

Существуют программы с текстовым интерфейсом. Например, редактор Nano:

В данном случае Bash"у была дана команда nano, и прямо в терминале был открыт редактор GNU Nano. В нем была введена пара слов. Чтобы завершить работу редактора, надо нажать Ctrl + X, подтвердить сохранение или отказаться от него. После этого произойдет возврат к командной строке Bash.

Многие из запускаемых в Bash программ не предполагают взаимодействие с пользователем в интерактивном режиме (в режиме диалога). По смыслу их правильнее называть командами, а не программами. Пользователь вводит команду, она выполняется и передает управление обратно Bash. Что делает команда, зависит от команды.

В Bash можно выполнять программы, находящиеся не только в каталогах, перечисленных в $PATH. Однако в этом случае адрес до нее надо указывать явно. Кроме того, следует не забывать, что у файла должно быть право на исполнение.

Здесь в домашнем каталоге был создан файл test.py, содержащий код на языке программирования Python, выводящий на экран число 10. Код был написан в Nano (на скриншоте не показано). Далее мы пытаемся выполнить программу, обратившись к файлу по его адресу. Точкой обозначается текущий каталог. В данном случае он домашний, поэтому это равносильно ~/test.py или /home/pl/test.py .

При первом вызове мы получаем ошибку, так как у нас нет прав на исполнение программы. С помощью команды chmod мы добавляем такое право (параметр +x).

Существует множество команд. Знать их все как минимум затруднительно. Однако есть ряд наиболее востребованных. Это команды для совершения операций над файлами, установки программ, просмотра директорий и файлов, перемещения по дереву каталогов и т. п., то есть всего того, что мы делаем в графическом режиме операционной системы. Многие из них будут рассмотрены в данном курсе. С некоторыми мы уже немного познакомились (cd, ls, echo, chmod).

Потребность в остальных возникает реже. В этих случаях на помощь приходят доступные через Bash справочные руководства, иные источники. В курсе в первую очередь будет уделено внимание особенностям работы в Bash.

Также не будем забывать, что Bash – это еще и скриптовый язык программирования. В файл, обычно с расширением.sh, может быть записан не только список команд, но также инструкции языка (условный оператор, циклы и др.), "говорящие" как и в каких случаях исполнять те или иные команды. Программирование в Bash в данном курсе не изучается.

Задание

Исследуйте самостоятельно, что делают следующие команды: date, cal, pwd, who, clear, exit. С помощью команды which выясните, в каких каталогах находятся исполняемые файлы этих программ.

Курс с ответами к заданиям и дополнительными уроками:

Прежде чем переходить к обсуждению того, как программа использует оболочку, давайте рассмотрим, как функционирует оболочка и какие оболочки есть в Linux-подобных системах. Командная оболочка - это программа, которая действует как интерфейс между вами и ОС Linux, позволяя вам вводить команды, которые должна выполнить операционная система. В этом смысле она похожа на командную строку в ОС Windows, но, как уже упоминалось, командные оболочки Linux гораздо мощнее. Например, ввод и вывод можно перенаправить с помощью символов < и > , передавать данные между двумя одновременно выполняющимися программами с помощью символа | , а перехватывать вывод подпроцесса с помощью конструкции $(...) . В ОС Linux вполне может сосуществовать несколько установленных командных оболочек, и разные пользователи могут выбрать ту, которая им больше нравится. На рис. 2.1 показано, как командная оболочка (на самом деле, две командные оболочки: bash и csh) и другие программы располагаются вокруг ядра Linux.


Рис. 2.1

Поскольку ОС Linux - модульная система, вы можете вставить и применять одну из множества различных стандартных командных оболочек, хотя большинство из них - потомки первоначальной оболочки Bourne. В Linux стандартная командная оболочка, всегда устанавливаемая как /bin/sh и входящая в комплект средств проекта GNU, называется bash (GNU Bourne-Again SHell). Именно ее мы будем применять, т. к. это отличная командная оболочка, всегда устанавливаемая в системах Linux, со свободно распространяемым программным кодом и переносимая почти на все варианты UNIX-систем. В данной главе используется оболочка bash версии 3, и в большинстве случаев применяются ее функциональные возможности, общие для всех командных оболочек, удовлетворяющих требованиям стандарта POSIX. Мы полагаем, что командная оболочка, установленная как /bin/sh и для вашей учетной записи, считается командной оболочкой по умолчанию. В большинстве дистрибутивов Linux программа /bin/sh, командная оболочка по умолчанию, - это ссылка на программу /bin/bash.

Вы можете определить используемую в вашей системе версию bash с помощью следующей команды:

$ /bin/bash --version
GNU bash, version 3.2.9(1)-release (i686-pc-linux-gnu)
Copyright (C) 2005 Free Software Foundation, Inc.

Примечание

Для перехода на другую командную оболочку, если в вашей системе по умолчанию установлена не bash, просто выполните программу нужной вам командной оболочки (т.е. /bin/bash) для запуска новой оболочки и смены приглашения в командной строке. Если вы используете ОС UNIX, и командная оболочка bash не установлена, вы можете бесплатно загрузить ее с Web-сайта www.gnu.org. Исходный код обладает высокой степенью переносимости, и велика вероятность, что он откомпилируется в вашей версии UNIX прямо в готовую к использованию программу.

Когда создаются учетные записи пользователей ОС Linux, вы можете задать командную оболочку, которой они будут пользоваться, в момент создания учетной записи пользователя или позже, откорректировав ее параметры. На рис. 2.2 показан выбор командной оболочки для пользователя дистрибутива Fedora.


Рис. 2.2

Существует много других командных оболочек, распространяемых свободно или на коммерческой основе. В табл. 2.1 предлагается краткая сводка некоторых самых распространенных командных оболочек.

Таблица 2.1

Название командной оболочки Краткие исторические сведения
sh (Bourne) Первоначальная оболочка в ранних версиях ОС UNIX
csh, tcsh, zsh Командная оболочка C-shell (и ее производные), первоначально созданная Биллом Джойем (Bill Joy) для систем Berkeley UNIX. C-shell, возможно, третья по популярности командная оболочка после оболочек bash и Korn
ksh, pdksh Командная оболочка Korn и ее безлицензионный родственник. Написанная Дэвидом Корном (David Korn) эта оболочка применяется по умолчанию во многих коммерческих версиях UNIX
bash Основная командная оболочка ОС Linux из проекта GNU или Bourne Again SHell со свободно распространяемым программным кодом. Если в настоящий момент она не выполняется в вашей системе UNIX, вероятно, есть вариант оболочки, перенесенный на вашу систему. У bash много сходств с оболочкой Korn

За исключением оболочки C-shell и небольшого числа ее производных все перечисленные оболочки очень похожи и очень близки к оболочке, определенной в спецификациях Х/Оpen 4.2 и POSIX 1003.2. В спецификации POSIX 1003.2 задан минимум, необходимый для создания командной оболочки, а в спецификации Х/Open представлена более дружественная и мощная оболочка.

Оригинал: The Beginner’s Guide to Shell Scripting: The Basics
Автор: Yatri Trivedi
Дата публикации: 29 сентября 2015 г.
Перевод: А.Панин
Дата перевода: 4 октября 2016 г.

Тема разработки сценариев командной оболочки постоянно поднимается на форумах, посвященных операционной системе Linux, но многие пользователи все же мало знакомы с ней. Изучение этого простого и мощного метода программирования поможет сохранить ваше время, лучше узнать особенности утилит с интерфейсом командной строки и оптимизировать рутинные операции управления файлами.

Подробнее о процессе разработки сценариев командной оболочки

Пользователю операционной системы Linux рано или поздно придется столкнуться с интерфейсом командной строки системы. Нравится вам это или нет, но некоторые задачи гораздо проще решить с помощью этого интерфейса, чем кликая по различным элементам графического интерфейса специализированного приложения. Чем больше вы будете использовать интерфейс командной строки системы, тем лучше вы будете представлять его потенциал. По сути, этот интерфейс реализован в рамках отдельной программы, а именно, командной оболочки. В подавляющем большинстве дистрибутивов Linux на сегодняшний день используется командная оболочка Bash, с помощью которой вы и будете вводить команды.

Те из вас, кто активно работал с Windows до перехода на Linux, наверняка помнят о batch-файлах. Это небольшие текстовые файлы, в которые могут помещаться последовательности команд для последующего исполнения силами Windows. Это разумный и удобный механизм для выполнения различных операций, таких, как запуск игр в школьном компьютерном классе в том случае, если нет возможности создания директорий или ярлыков. Хотя batch-файлы и могут оказаться полезными в Windows, они являются всего лишь дешевой имитацией сценариев командной оболочки.

Сценарии командной оболочки позволяют создавать цепочки команд и исполнять их таким же образом, как и в случае batch-файлов. При этом они предоставляют в ваше распоряжение гораздо большее количество полезных функций, позволяющих выполнять такие действия, как подстановка команд. К примеру, вы можете выполнить такую команду, как date и использовать ее вывод в качестве части схемы именования файлов. Таким образом вы можете автоматизировать процесс создания резервных копий данных с добавлением к имени каждого скопированного файла текущей даты. При этом содержимое сценариев командной оболочки не должно ограничиваться вызовами команд. По своей сути эти сценарии являются полноценными программами. По этой причине вы сможете использовать в процессе разработки сценариев такие классические синтаксические конструкции языков программирования, как циклы for , условные инструкции if/then/else и так далее, непосредственно на уровне интерфейса командной строки системы. И вам не придется изучать другой язык программирования, ведь вы уже используете известный вам интерфейс: командную строку.

На мой взгляд, именно в этом и заключается мощь интерфейса командной строки системы. Вам придется создавать программы на основе уже известных команд, а также синтаксических конструкций, используемых практически во всех языках программирования. Вам нужно выполнить какую-либо повторяющуюся и утомительную работу? Вы можете просто создать сценарий командной оболочки для ее автоматического выполнения! Вам нужен ярлык для выполнения сложной команды? В этом случае вы также можете создать сценарий командной оболочки! Вы хотите создать простейший интерфейс командной строки для какой-либо программы? Просто создайте сценарий командной оболочки!

Перед тем, как начать работу

Перед тем, как мы начнем рассматривать вопросы разработки сценариев командной оболочки в рамках серии статей, следует определиться с некоторыми аспектами. Мы будем использовать командную оболочку Bash, которая по умолчанию используется практически во всех дистрибутивах Linux. При этом она также доступна и для пользователей Mac OS, и для пользователей Windows благодаря существованию набора библиотек Cygwin. Благодаря такой универсальности, вы сможете создавать сценарии командной оболочки вне зависимости от используемой программной платформы. В дополнение следует упомянуть о том, что сценарии будут запускаться без модификации или после минимальной модификации на всех упомянутых программных платформах при условии наличия всех используемых в них утилит в системе.

В рамках сценариев командной оболочки могут использоваться утилиты, требующие привилегий "администратора" или "суперпользователя", поэтому стоит тщательно тестировать каждый сценарий перед его вводом в эксплуатацию. Также в процессе разработки сценариев нужно руководствоваться здравым смыслом, к примеру, проверяя наличие резервных копий файлов, которые обрабатываются с помощью них. Очень важно использовать корректные параметры команд, например, параметр -i команды rm , принудительно активирующий интерактивный режим. Это позволит избежать некоторых неприятных ошибок. По этой же причине следует тщательно изучать загружаемые из сети сценарии и на всякий случай создавать резервные копии персональных данных.

По своей сути сценарии командной оболочки являются обычными текстовыми файлами. Вы можете использовать любой текстовый редактор для их редактирования: gedit, emacs, vim, nano… И этот список можно продолжить. Следует просто убедиться в том, что выбранный текстовый редактор может сохранять код сценариев в обычных текстовых файлах, а не файлах со специальной разметкой или файлах, используемых одним из офисных пакетов. Так как мне нравится простота текстового редактора nano, я буду использовать его.

Имена и права доступа к файлам сценариев

Сценарии командной оболочки исполняются так же, как и обычные программы, следовательно, для получения возможности их исполнения необходимы корректные права доступа. Вы можете сделать сценарий исполняемым, выполнив следующую команду:

Chmod +x ~/somecrazyfolder/script1

Эта команда позволит любому пользователю исполнять сценарий с заданным именем. Если вы хотите, чтобы данный сценарий могли исполнять лишь вы, вам придется использовать данную команду вместо приведенной выше:

Chmod u+x ~/somecrazyfolder/script1

Для того, чтобы инициировать исполнение сценария, вам придется перейти в директорию с ним с помощью команды cd и запустить его:

Cd ~/somecrazyfolder ./script1

Для упрощения процесса разработки сценариев командной оболочки вы можете просто размещать все свои сценарии в директории bin , расположенной в вашей домашней директории:

В большинстве современных дистрибутивов данная директория не создается автоматически, но вы всегда можете создать ее вручную. Эта директория предназначена для хранения исполняемых файлов, принадлежащих одному пользователю и недоступных для всех других пользователей. После размещения в ней своих сценариев вы сможете исполнять их, просто вводя их имена, как в случае системных команд, без необходимости перехода в определенную директорию и использования префикса "./" .

Перед вводом имени сценария вы должны выполнить следующую команду для того, чтобы убедиться в отсутствии в системе программы с таким же именем:

Which [имя_сценария]

Многие начинающие разработчики сценариев командной оболочки создают файлы сценариев с такими именами, как "test" , после чего пытаются запустить их из эмулятора терминала и не получают какого-либо вывода. Это происходит по причине наличия конфликта между именем файла сценария и именем системной команды test , которая не выполняет каких-либо действий при отсутствии аргументов. Всегда проверяйте, не конфликтует ли имя вашего сценария с именем одной из существующих команд, ведь в этом случае вы можете потратить достаточно времени на решение проблемы, которую достаточно просто избежать!

Как я упоминал ранее, каждый файл сценария командной оболочки по своей сути является текстовым файлом. Но это, разумеется, не значит, что вы можете писать в нем все, что угодно. При попытке исполнения этого текстового файла командные оболочки осуществляют разбор его содержимого для установления того, является ли этот файл файлом сценария командной оболочки, а также выбора методики его корректной обработки. По этой причине вам придется запомнить несколько простых правил разработки сценариев командной оболочки.

  1. Каждый сценарий должен начинаться со строки "#!/bin/bash"
  2. Каждая новая строка сценария должна содержать новую команду
  3. Строки комментариев должны начинаться с символа #
  4. Команды для подстановки должны помещаться в круглые скобки ()

Хэш-банг

При разборе содержимого текстового файла основным идентификатором сценария является его первая строка:

#!/bin/bash

Если вы используете другую командную оболочку, вы можете подставить путь к ее исполняемому файлу в данную директиву. Строки комментариев всегда начинаются с символов решетки (#), но в случае наличия после первого символа решетки символа восклицательного знака (!) и пути к исполняемому файлу командной оболочки имеет место исключение из данного правила, позволяющее исполнить сценарий с помощью командной оболочки, путь к исполняемому файлу которой задан.

Новая строка = новая команда

Каждая новая строка сценария должна рассматриваться как новая команда или компонент более сложной синтаксической конструкции. Инструкции if/then/else , к примеру, могут занимать по нескольку строк, но каждый из их элементов все равно будет расположен на новой строке. Вы не должны переносить команды на новые строки, так как это приведет к сокращению первой строки и выводу сообщения об ошибке после попытки исполнения второй. Если ваш текстовый редактор самостоятельно выполняет эту операцию, вы на всякий случай должны отключить функцию автоматического переноса строк. В текстовом редакторе nano функция автоматического переноса строк отключается с помощью комбинации клавиш Alt+L .

Комментарии обычно начинаются с символа #

Если вы разместите символ # в начале строки, командная оболочка проигнорирует эту строку. Строка превратится в комментарий, с помощью которого вы можете напомнить себе о том, что выводит предыдущая команда или о том, что будет делать следующая. И снова следует отключить функцию автоматического переноса строк, а в случае необходимости переноса строки не стоит забывать о первом символе решетки. Использование подробных комментариев является отличной практикой, упрощающей модификацию ваших сценариев как вами, так и сторонними пользователями. Единственным исключением из данного правила является упомянутая выше конструкция хэш-банг, поэтому не стоит использовать символ восклицательного знака (!) сразу же после символа решетки (#) в комментариях.

Команды для подстановки помещаются в круглые скобки

Не так давно все подстановки команд осуществлялись с помощью символов обратного апострофа (` , расположен на клавиатуре на той же клавише, что и символ тильды ~). Мы пока не будем рассматривать данную тему, но ввиду того, что многие люди перечитывают статьи с вводной информацией, следует упомянуть о том, что вместо символов обратного апострофа следует использовать символы круглых скобок. Это стоит делать главным образом по той причине, что при вложении команд, то есть, размещении одних команд в рамках других команд, круглые скобки работают лучше.

Ваш первый сценарий

Давайте начнем с разработки простого сценария, позволяющего копировать файлы с добавлением даты к их именам. Назовем этот сценарий "datecp" . В первую очередь предлагаю убедиться в том, что имя сценария не конфликтует с именем какой-либо системной утилиты:

Как несложно заметить, команда which не выводит каких-либо данных, следовательно, ничто не мешает нам использовать это имя файла сценария.

Теперь давайте создадим пустой файл в директории ~/bin:

Пока мы не забыли, следует изменить установленные по умолчанию права доступа к только что созданному файлу сценария:

Теперь можно начинать работу над кодом сценария. Для этого следует открыть созданный пустой файл в выбранном текстовом редакторе. Как я уже говорил, мне нравится простота текстового редактора nano, поэтому я буду использовать именно его.

Nano ~/bin/datecp

И наконец, мы можем добавить в файл необходимую для корректной работы сценария первую строку, а также комментарий с описанием его функций.

Далее нужно объявить переменную. Если вы когда-либо изучали алгебру, вы наверняка знаете, что это такое. Переменная позволяет сохранять информацию и осуществлять определенные манипуляции с ней. Переменные могут "раскрываться" при упоминании в каком-либо другом месте сценария. То есть, вместо вывода их имен будет осуществляться вывод сохраненных в них значений. Впоследствии вы сможете сохранить в переменной новую информацию, причем в следующих операциях с данной переменной будет использоваться уже эта новая информация. Это очень удобная сущность для хранения тех или иных данных.

Какие же данные мы будем хранить в нашей переменной? Ну, давайте сохраним в ней дату и время! Для этого нам придется вызвать команду date .

Обратите внимание на приведенный ниже снимок окна терминала с выводом команды date:

Несложно заметить, что путем добавления различных параметров форматирования, имена которых начинаются с символа % , вы можете изменять формат вывода команды по своему усмотрению. Для ознакомления с дополнительной информацией вы можете ознакомиться со страницей руководства команды date .

Давайте используем последний вариант набора параметров форматирования команды date , а именно, "date +%m_%d_%y-%H.%M.%S" , в нашем сценарии.

Если мы сохраним этот сценарий прямо сейчас и выполним его, мы получим вполне ожидаемый вывод команды date:

Но давайте поступим немного по-другому. Я предлагаю сохранить вывод данной команды в переменной с заданным именем, таким, как date_formatted . Корректный синтаксис данной операции выглядит следующим образом:

Переменная=$(команда -параметры аргументы)

В нашем случае данная синтаксическая конструкция будет выглядеть следующим образом:

Date_formatted=$(date +%m_%d_%y-%H.%M.%S)

Именно это и называется подстановкой команд. Мы сообщаем bash, что при каждом упоминании переменной "date_formatted" следует выполнять команду, помещенную в круглые скобки. После этого при упоминании переменной "date_formatted" качестве вывода вместо ее имени будет использоваться вывод команды в круглых скобках.

А это пример сценария и его вывод:

Обратите внимание на наличие двух символов пробела в выводе. Эти символы находятся в рамах команды echo перед кавычками, а также перед именем переменной. Не используйте пробелы, если вы не хотите, чтобы они присутствовали в выводе. Также следует обратить внимание на то, что при отсутствии строки с командой "echo" сценарий не будет выводить каких-либо данных.

Давайте вернемся к нашему сценарию. Добавим в него команду копирования файла:

Cp -iv $1 $2.$date_formatted

В данном случае используется команда для копирования файла с параметрами -i и -v . Первый параметр позволяет вам подтвердить свои намерения перед перезаписью файла, а второй - вывести информацию о параметрах, переданных команде.

Далее вы можете обнаружить, что я добавил параметр $1 . При разработке сценариев знак доллара ($) со следующим за ним числовым значением соответствует аргументу сценария под номером, равным этому числовому значению. Например, в следующей команде:

Cp -iv Trogdor2.mp3 ringtone.mp3

первым аргументом является "Trogdor2.mp3" , а вторым - "ringtone.mp3" .

Если вы снова посмотрите на код сценария, вы обнаружите, что мы передаем команде копирования файла два аргумента сценария:

Это означает, что при запуске сценария нам придется передавать ему два аргумента для корректной работы. Первый аргумент, $1 , является именем копируемого файла, подставляемым в качестве первого аргумента команды "cp -iv" .

Второй аргумент, $2 , выступает в качестве имени целевого файла в рамках этой же команды. Но вы также можете обнаружить его важное отличие. Я добавил к нему символ точки и упоминание рассмотренной выше переменной "date_formatted" . Вам интересно, для чего предназначена такая конструкция?

А это вывод сценария после его запуска:

Очевидно, что имя целевого файла состоит из имени файла, переданного посредством второго аргумента сценария $2 , а также находящихся после него символа точки и вывода команды date ! Все логично, не так ли?

Теперь при выполнении команды datecp будет осуществляться запуск данного сценария, позволяющего осуществить копирование файла с автоматическим добавлением к имени целевого файла информации о текущих дате и времени. Это довольно удобно в том случае, если нужно осуществлять резервное копирование файлов!

Разработка сценариев командной оболочки просто необходима в том случае, если вы желаете заставить свою систему работать так, как вам хочется. Для этой цели вам не придется изучать какой-либо новый язык программирования. Попрактикуйтесь в создании своих собственных сценариев командной оболочки на основе системных команд и подумайте о том, для чего они смогут впоследствии использоваться.

Вы уже имеете опыт создания собственных сценариев командной оболочки? Вам есть что сказать начинающим пользователям? Поделитесь своим опытом в разделе комментариев! Мы рассмотрим другие аспекты процесса разработки сценариев командной оболочки в следующих статьях серии!

В данной статье будут рассмотрены основы командной строки Windows , а именно:

  • Понятие командной строки;
  • Справочник по командам командной оболочки;
  • Последовательность событий при выполнение команды;
  • Создание сценариев командной строки;
  • Управление отображением текста и команд;
  • Команды для изучение системной информации;
  • Команды для использования реестра;
  • Управление системными службами;
  • Перезагрузка и выключение систем из командной строки;
  • Управление приложениями и процессами из командной строки.

Понятие командной строки

Поддержка командной строки встроена в операционную систему Microsoft Windows и доступна через окно командной оболочки. Командная строка поддерживается во всех версиях Windows и служит для запуска встроенных команд, утилит и сценариев. Несмотря на мощь и гибкость командной строки, некоторые администраторы Windows никогда ее не используют. Если вам хватает графических средств администрирования, можно применять только их, щелкая мышью элементы пользовательского интерфейса.

Однако опытные администраторы Windows, квалифицированные специалисты по технической поддержке и «продвинутые» пользователи не могут обойтись без командной строки. Зная, как правильно применять командную строку, в частности, какие средства командной строки выбрать, как и когда их использовать, чтобы они работали эффективно, можно избежать многочисленных проблем и добиться четкого выполнения операций. Если вы занимаетесь поддержкой нескольких доменов или сетей, то для автоматизации ежедневных операций не только важно, но и необходимо иметь представление об экономящих время способах работы с командной строкой.

С каждой новой версией Windows командная строка совершенствовалась, а ее возможности расширялись. Командная строка претерпела значительные изменения, связанные не только с повышением производительности, но и с увеличением гибкости. Теперь с помощью командной строки Windows можно решать задачи, которые нельзя было решить в предыдущих версиях Windows.

Среду командной оболочки Windows запускают разными способами, в частности указывая параметры при запуске Cmd.exe или используя собственный стартовый файл, хранящийся в каталоге %SystemRoot%\System32 .

Кроме того, командная строка может работать в пакетном режиме для выполнения набора команд. В пакетном режиме командная строка считывает и выполняет команды одну за другой.

Работая с командной строкой Windows, Вы должны понимать, откуда берутся используемые Вами команды. «Родные» команды (встроенные в операционную систему) бывают двух видов:

  • Внутренние – существуют внутри командной оболочки, у них нет отдельных исполняемых файлов;
  • Внешние — реализованы в отдельных исполняемых файлах, которые обычно хранятся в каталоге %SystemRoot% \System32.

Краткий справочник по командам командной оболочки (Cmd.exe)

  • assoc — выводит или изменяет сопоставления (associations ) типов файлов;
  • break — задает точки останова при отладке
  • call — вызывает из сценария процедуру или другой сценарий;
  • cd (chdir) — показывает имя текущего каталога или выполняет смену текущего каталога;
  • cls — очищает окно командной строки и буфер экрана;
  • color — задает цвета текста и фона окна командной оболочки;
  • сору — копирует файлы или выполняет конкатенацию файлов;
  • date — показывает или устанавливает текущую дату;
  • del (erase) — удаляет заданный файл, группу файлов или каталог;
  • dir — показывает список подкаталогов и файлов в текущем или заданном каталоге;
  • echo — выводит текст в окно командной строки или задает, надо ли отображать команды на экране (on|off);
  • endlocal — отмечает конец локализации (локальной области видимости ) переменных;
  • exit — выход из оболочки командной строки;
  • for — выполняет заданную команду для каждого файла в наборе;
  • ftype выводит или изменяет текущие типы файлов в сопоставлениях расширений файлов с программами;
  • goto — указывает, что интерпретатор команд должен перейти на строку с заданной меткой в пакетном сценарии;
  • if — выполняет команды по условию;
  • md (mkdir) — создает подкаталог в текущем или заданном каталоге;
  • move — перемещает файл или группу файлов из текущего или заданного исходного каталога в указанный каталог. Также может переименовывать каталог;
  • path — показывает или задает путь к командам, используемый операционной системой при поиске исполняемых файлов и сценариев;
  • pause — останавливает выполнение пакетного файла и ожидает ввода с клавиатуры;
  • popd — делает текущим каталог, имя которого было сохранено командой PUSHD;
  • prompt — указывает, какой текст должен показываться в строке приглашения;
  • pushd — сохраняет имя текущего каталога и при необходимости делает текущим заданный каталог;
  • rd (rmdir) — удаляет каталог или каталог вместе с его подкаталогами;
  • rem — помечает комментарии в пакетном сценарии или Config.nt;
  • ren (rename) — Переименовывает файл или группу файлов;
  • set — показывает текущие переменные окружения или задает временные переменные для текущей командной оболочки;
  • setlocal — отмечает начало локализации (локальной области видимости ) переменных в пакетных сценариях;
  • shift — сдвигает позицию замещаемых параметров в пакетных сценариях;
  • start — запускает заданную программу или команду в отдельном окне;
  • time — показывает или устанавливает системное время;
  • title — задает заголовок окна командной оболочки;
  • type — показывает содержимое текстового файла;
  • verify — включает режим проверки файлов после записи на диск;
  • vol — показывает метку и серийный номер дискового тома.

Синтаксис любой внутренней команды (и большинства внешних ) можно получить, введя в командной строке имя команды и /?, например:

Командная оболочка - весьма мощная среда работы с командами и сценариями. В командной строке можно запускать команды разных типов: встроенные команды, утилиты Windows и версии приложений, рассчитанные на командную строку. Независимо от типа каждая команда, которую вы будете использовать, должна соответствовать одним и тем же синтаксическим правилам. Согласно этим правилам, за именем команды идут обязательные или необязательные аргументы. Кроме того, аргументы могут использовать перенаправление ввода, вывода или стандартных ошибок.

Последовательность событий при выполнение команды

  • Командная оболочка заменяет любые переменные, введенные в тексте команд, их текущими — значениями;
  • Если введена группа или цепочка из нескольких команд, строка разбивается на отдельные команды, которые в свою очередь разбиваются на имя и аргументы команды. Далее команды обрабатываются по отдельности;
  • Если в имени команды указан путь, командная оболочка ищет команду по этому пути. Если в указанном каталоге такой команды нет, командная оболочка возвращает ошибку;
  • Если в имени команды не задан путь, командная оболочка сначала пытается разрешить имя команды на внутреннем уровне. Если найдена внутренняя команда с таким именем, значит, вызвана внутренняя команда, которую сразу же можно выполнить. Если внутренней команды с таким именем нет, командная оболочка сначала ищет исполняемый файл команды в текущем каталоге, а затем в каталогах, перечне в переменной окружения PATH. Если файла команды нет ни в одном из этих каталогов, командная оболочка возвращает ошибку;
  • Если команда найдена, она выполняется с заданными аргументами и при необходимости ввод считывается из источника, указанного в этих аргументах. Вывод и ошибки команд показываются в окне командной строки или направляются заданному приемнику вывода и ошибок.
  • Как видите, на выполнение команд влияют многие факторы, в том числе пути к командам, перенаправление ввода-вывода, группирование или создание цепочек команд.

При работе с командной оболочкой Вы, вероятно, запускали ее, открывая меню Start (Пуск ) и выбирая Programs (Программы ) или All Programs (Все программы ), затем Accessories (Стандартные ) и Command Prompt (Командная строка ). Другие способы запуска командной строки - диалоговое окно Run (Запуск программы ) или ввод cmd в другом, уже открытом окне командной оболочки. Эти способы позволяют при запуске командной строки указывать аргументы: ключи, управляющие работой командной строки, и параметры, инициирующие выполнение дополнительных команд. Например, можно запустить командную оболочку в «молчаливом» режиме (т. е. отключить эхо-вывод ) командой cmd /q или сделать так, чтобы командная оболочка выполнила заданную команду и завершила свою работу, — для этого нужно ввести cmd /с, а затем текст команды в кавычках.

В следующем примере командная оболочка запускается, выполняет команду ipconfig с выводом результатов в файл и завершается:

Cmd /c "ipconfig > c:\ipconfig.txt"

Создание сценариев командной строки

Сценарии командной строки — текстовые файлы с командами, которые вы хотите выполнить. Это те же команды, которые обычно вводятся в командной оболочке Windows. Однако вместо того чтобы вводить команды каждый раз, когда они понадобятся, можно создать соответствующий сценарий и упростить себе жизнь.

Поскольку сценарии состоят из стандартных текстовых символов, их можно создавать и редактировать в любом стандартном текстовом редакторе, скажем, в Notepad (блокнот ). Вводя команды, убедитесь, что каждая команда или группа команд, которые должны выполняться совместно, разметаются с новой строки. Это обеспечит их корректное выполнение. Закончив создание сценария командной строки, сохраните файл сценария с расширением.bat или.cmd. Оба расширения работают одинаково. Например, если вам надо создать сценарий для вывода имени системы, версии Windows и конфигурации IP, включите в файл SysInfo.bat или SysInfo.cmd следующие три команды:

Hostname ver ipconfig -all

Управление отображением текста и команд

Команда ECHO служит двум целям: для записи текста в вывод (например, в окно командной оболочки или текстовый файл ) и для включения/выключения эхо-отображения команд. Обычно при выполнении команд сценария сами команды и вывод этих команд отображаются в консольном окне. Это называется эхо-отображением команд (comand echoing ).

Чтобы использовать команду ECHO для отображения текста, введите echo и текст, который надо вывести:

Echo The system host name Is: hostname

Чтобы с помощью ECHO управлять эхо-отображением команд, введите echo off или echo on, например:

Echo off echo The system host name is: hostname

Чтобы направить вывод в файл, а не в окно командной оболочки, используйте перенаправление вывода, например:

Echo off echo The system host name is: > current.txt hostname » current.txt

Теперь посмотрим, как подавляется эхо-отображение команд. Запустите командную оболочку, введите echo off, затем другие команды. Вы увидите, что приглашение командной строки больше не выводится. Вместо него появляется только то, что набирается в консольном окне, и вывод выполненных команд. В сценариях команда ECHO OFF отключает эхо-отображение команд и приглашение командной строки. Добавляя в свои сценарии команду ECHO OFF, вы предотвращаете загромождение окна командной оболочки или файла текстом команд, если Вас интересует лишь вывод от этих команд.

Изучение системной информации

Часто при работе с компьютером пользователя или удаленным сервером возникает необходимость в получении базовой информации о системе вроде имени зарегистрированного в ней пользователя, текущего системного времени или местоположения определенного файла. Команды, которые позволяют собрать основную информацию о системе, включают:

  • NOW — отображает текущую системную дату и время в 24-часовом формате, например Sal May 9 12:30:45 2003. Доступна только в Windows Server 2003 Resource Kit;
  • WHOAMI — сообщает имя пользователя, зарегистрированного в системе на данный момент, например adatum\admi-nistrator;
  • WHERE — выполняет поиск файлов по шаблону поиска (search pattern ) и возвращает список совпавших результатов.

Чтобы использовать NOW или WHOAMI, просто введите команду в окне командной оболочки и нажмите Enter. Наиболее распространенный синтаксис для WHERE выглядит так:

Where /r базовый_каталог_имя_файла

Здесь параметр /r указан для рекурсивного поиска, начиная от указанного каталога (базовый_каталог) и включая все его подкаталоги, а имя_файла - полное или частичное имя искомого файла, которое может включать символы подстановки (wildcards): знак? заменяет один символ, а знак * - группу символов, например data???.txt или data*.*. В следующем примере в каталоге С:\ и всех его подкаталогах выполняется поиск всех текстовых файлов, имена которых начинаются с data.

Where /r C:\ data*.txt

Также можно найти файлы всех типов, имена которых начинаются с data:

Where /r C:\ data*.*

Иногда нужно получить информацию о конфигурации системы или о системном окружении. В критически важных системах эту информацию можно сохранить или распечатать для справки. Ниже перечислены команды, позволяющие собирать информацию о системе.

  • DRIVERQUERY — выводит список всех установленных драйверов устройств и их свойства, в том числе имя модуля (module name), отображаемое имя (display name ), тип драйвера и дату сборки (driver link date ). В режиме отображения всей информации (/V) сообщается статус (status) и состояние (state) драйвера, режим запуска, сведения об использовании памяти и путь в файловой системе. Параметр /V также включает вывод детальной информации обо всех неподписанных драйверах.
  • SYSTEMINFO — выдает подробную информацию о конфигурации системы, в том числе сведения о версии, типе и изготовителе операционной системы, процессоре, версии BIOS, объеме памяти, региональных стандартах, часовом поясе и конфигурации сетевого адаптера.
  • NLSINFO — отображает подробную информацию о региональных стандартах, включая язык по умолчанию (default language ), кодовую страницу Windows, форматы отображения времени и чисел, часовой пояс и установленные кодовые страницы. Эта команда доступна лишь в Windows Server 2003 Resource Kit.

Чтобы использовать эти команды на локальном компьютере, просто введите имя нужной команды в окне командной оболочки и нажмите Enter.

Команды для использования реестра

Реестр Windows хранит конфигурационную информацию операционной системы, приложений, пользователей и оборудования. Эти данные содержатся в разделах (keys ) и параметрах (values ) реестра, которые размещаются в определенном корневом разделе (root key ), который контролирует, как и когда используются разделы и параметры.

Если Вы знаете пути к разделам и понимаете допустимые типы данных в разделах, то можете использовать команду REG для просмотра разделов и параметров и манипуляций над ними самыми разнообразными способами. REG поддерживает несколько подкоманд:

  • REG add — добавляет в реестр новый подраздел или элемент;
  • REG delete — удаляет из реестра подраздел или элемент;
  • REG query — выводит список элементов раздела и имена подразделов (если они есть );
  • REG compare — сравнивает подразделы или элементы реестра;
  • REG сору — копирует элемент реестра по указанному пути раздела на локальной или удаленной системе;
  • REG restore — записывает в реестр ранее сохраненные подразделы, элементы и параметры;
  • REG save — сохраняет копию указанных подразделов, элементов и параметров реестра в файл.

Управление системными службами

Службы обеспечивают ключевые функции рабочих станций и серверов. Для управления системными службами на локальных и удаленных системах используется команда контроллера служб (service controller command ) SC , имеющая набор подкоманд, ниже описывается лишь их часть:

  • SC config — настройка учетных записей регистрации и запуска служб;
  • SC query — вывод списка всех служб, настроенных на компьютере;
  • SC qc — отображение конфигурации определенной службы;
  • SC start — запуск служб;
  • SC stop — остановка служб;
  • SC pause — приостановка работы служб;
  • SC continue — возобновление работы служб;
  • SC failure — задание действий, выполняемых при сбое службы;
  • SC qfailure — просмотр действий, выполняемых при сбое службы.

Во всех командах можно указывать имя удаленного компьютера, со службами которого Вы хотите работать. Для этого вставьте UNC-имя или IP-адрес компьютера перед используемой подкомандой. Вот синтаксис:

Sc ИмяСервера Подкоманда

Перезагрузка и выключение систем из командной строки

Системы нередко приходится перезагружать или выключать. Один из способов - использовать для этого утилиту Shutdown, которая позволяет работать с локальной и удаленными системами. Другой способ управлять выключением или перезагрузкой системы - назначить задание для выключения. Здесь можно использовать Schtasks, чтобы указать время выключения, или создать сценарий со списком команд выключения для индивидуальных систем.

Управлять перезагрузкой и выключением локальной системы позволяют следующие команды.

Выключение локальной системы:

Shutdown /s /t ЗадержкаВыключения /1 /f

Shutdown /r /t ЗадержкаВыключения /1 /f

Управление приложениями, процессами и производительностью

Всякий раз, когда операционная система или пользователь запускает службу, приложение или команду, Microsoft Windows запускает один или более процессов для управления соответствующей программой. Несколько утилит командной строки упростят вам мониторинг программ и управление ими. К этим утилитам относятся:

  • Pmon (Process Resource Manager ) — показывает статистические данные по производительности, включая использование памяти и процессора, а также список всех процессов, выполняемых в локальной системе. Позволяет получать детальные «снимки » задействованных ресурсов и выполняемых процессов. Pmon поставляется с Windows Resource Kit;
  • Tasklist (Task List ) — перечисляет все выполняемые процессы по имени и идентификатору процесса, сообщает информацию о сеансе пользователя и занимаемой памяти;
  • Taskkill (Task Kill ) — останавливает выполнение процесса, заданного по имени или идентификатору. С помощью фильтров можно останавливать процессы в зависимости от их состояния, номера сеанса, процессорного времени, занимаемой памяти, имени пользователя и других параметров.

Вот в принципе все, что я хотел рассказать об основах командной строки Windows.

Аннотация: Понятие командной оболочки. Обзор командных оболочек. Командная оболочка bash . Особенности работы (история команд, оператор "!" , действия по нажатию клавиши ). Многозадачность в консоли. Задания. Управление заданиями. Переменные среды Midnight commander

Ход занятия

1. В мире Linux и Unix работа на компьютере неразрывно связана с понятием командная оболочка (shell) – программа , позволяющая пользователю взаимодействовать с системой посредством ввода и выполнения команд. Тем не менее, командная оболочка является обычной программой. Доказать это можно, установив в качестве оболочки по умолчанию в файле passwd для пользователя другую программу. Но для того, чтобы система знала ее как оболочку, необходимо добавить абсолютное имя файла в /etc/shells .

В составе Linux идет несколько командных оболочек, их состав может меняться в зависимости от дистрибутива, но всегда вы сможете обнаружить:

Bourne Shell (sh) – самая старая и самая распространенная командная оболочка для Unix-систем. Нет ни одной системы Unix, где она бы не применялась.

Bourne Again Shell (bash) – расширенная Bourne Shell . Обладает массой приятных преимуществ, поэтому стала так популярна в последнее время. Является оболочкой " по умолчанию" практически для всех дистрибутивов Linux.

Также популярными оболочками являются:

csh – оболочка , система команд которой близка к языку программирования C

tcsh – оболочка , система команд которой близка к языку программирования Tcl .

zsh – оболочка , обладающая, наверное, самыми широкими возможностями. Является расширением sh (bourne shell) .

Поскольку в Linux " по умолчанию" используется bash , то о ней мы и поговорим.

2. Командная оболочка bash изначально являлась свободно-распространяемым аналогом Bourne Shell . В последствии, когда ее возможности выросли, тогда ее стали считать самостоятельным продуктом. Основными возможностями bash можно назвать следующие:

Таблица 1.1.
Возможность Комментарий
1 Редактирование строки Возможность отредактировать введенную команду вместо того чтобы переписывать ее заново
2 Организация каналов Возможность перенаправления ввода-вывода , организации каналов между выполняемыми задачами
3 Удобство в работе Использование псевдонимов команд, истории команд, автодополнения
4 Управление заданиями Возможность создания фоновых заданий и управления ими
5 Гибкость настройки Использование файлов-сценариев для входа для каждого пользователя отдельно, переменные среды

С перенаправлением ввода-вывода и каналами мы познакомимся позднее, на 8-м занятии. Поэтому этот пункт мы опустим. А вот об особенностях работы в bash , о предоставляемых им преимуществах поговорим подробнее.

Bash автоматически записывает все команды, набранные пользователем в файл ~/.bash_history . Для управления этим файлом служит команда history. history - это встроенная команда bash . То есть, исполняемого файла, соответствующего этой команде не существует. Сама командная оболочка выполняет все действия. Введенная без параметров, она просто выводит список всех команд, сохраненных в этом файле и идентична команде cat ~/.bash_history .

История команд существует для упрощения набора часто используемых команд. Историю команд можно перебирать по списку клавишами <вверх> и <вниз> .

Другой способ – набрать в командной строке ! и начало команды и нажать . Последняя команда из истории, первые буквы которой совпадают с набранными, будет выполнена. Например:

$ !/usr /usr/bin/perl ./ptest.pl OK $ !xfonts bash: !xfonts: event not found $

Но как ускорить ввод, если в истории еще нет необходимой нам команды? В этом случае нам поможет клавиша . Набрав несколько первых букв команды (или пути к файлу), нажмите и Bash автоматически дополнит вашу команду (или элемент пути). В случае, когда подходит несколько файлов или ни один файл не подходит, система выдаст звуковой сигнал. Если кнопку нажать повторно, то когда подходит несколько файлов – система выведет список , а когда ни одного – повторит звуковой сигнал

3. С первого занятия вы должны были помнить, что Linux – многозадачная среда. Однако, до сих пор Вы еще так и не смогли воспользоваться его многозадачностью. На первый взгляд кажется, что консоль не позволяет использовать возможности многозадачности системы, и только в графической среде можно запустить одновременно две или более программы. Но это не так! Консоль тоже многозадачная.

Во-первых, вы можете открыть несколько консолей, открыв в каждой из них по программе. Переключение между консолями будет производиться с помощью клавиш Ctrl+ , где x – номер консоли.

И даже в одной консоли с помощью команд управления заданиями Вы можете в полной мере использовать все преимущества многозадачной системы.

– комбинация клавиш, посылающая процессу неперехватываемый сигнал sigstop . Позволяет остановить выполнение процесса для передачи управления командной строке.

команда & – символ & после команды позволяет запустить ее в фоновом режиме.

jobs – выводит список текущих заданий командного интерпретатора.

bg <#j> – переводит задание #j в фоновый режим . Перед этим задание должно быть остановлено комбинацией клавиш . Если на данный момент у интерпретатора есть только одно задание, то номер можно не указывать.

fg <#j> – переводит задание #j в режим выполнения на переднем плане. Задание должно быть остановлено комбинацией клавиш или находиться в фоновом режиме. Если на данный момент у интерпретатора есть только одно задание, то номер можно не указывать.

$ man bash ^Z + Stopped man bash $ vim ^Z vim + Stopped vim $ bg 1 + man bash & $ jobs + Stopped man bash + Stopped vim $ fg 2 + vim $ fg + man bash $

4. Переменные среды – системная информация , указывающая Ваши предпочтения, такие как текстовый редактор по умолчанию, пути поиска исполняемых файлов и т.п., а также идентификационные данные пользователя, системы и командной оболочки, такие как имя пользователя , версия Linux и прочее, используемая командным интерпретатором и другими программами.

Часто используемые пользователем переменные это:

PATH – переменная содержит пути, в которых системе следует искать исполняемые файлы, если в командной строке не набирается полный или относительный путь к ним.

PWD – переменная содержит полное имя текущей директории.

HOME – переменная содержит полный путь домашнего каталога пользователя .

HOSTNAME – переменная содержит имя компьютера.

LOGNAME – содержит имя пользователя

SHELL – содержит имя командной оболочки, запущенной в текущем сеансе.

USER - содержит имя пользователя , сеанс которого открыт сейчас.

Список переменных, установленных в системе можно увидеть с помощью команды export , введенной без параметров.

Командный интерпретатор bash имеет и свои переменные. Чтобы локальные переменные стали системными их необходимо экспортировать с помощью все той же команды export .Например:

$ export declare -x HOME="/home/gserg" declare -x HOSTNAME="WebMedia" declare -x LANG="ru_RU.KOI8-R" declare -x LOGNAME="gserg" declare -x PATH="/bin:/usr/bin:/usr/local/bin:/home/gserg/bin" declare -x PWD="/home/gserg" declare -x SHELL="/bin/bash" declare -x TERM="Eterm" declare -x USER="gserg" $ EDITOR=/bin/vim $ export EDITOR $ export declare -x EDITOR="/bin/vim" declare -x HOME="/home/gserg" declare -x HOSTNAME="WebMedia" declare -x LANG="ru_RU.KOI8-R" declare -x LOGNAME="gserg" declare -x PATH="/bin:/usr/bin:/usr/local/bin:/home/gserg/bin:" declare -x PWD="/home/gserg" declare -x SHELL="/bin/bash" declare -x TERM="Eterm" declare -x USER="gserg" $

Команда unset удаляет системную переменную. Например:

$ unset EDITOR $ export declare -x HOME="/home/gserg" declare -x HOSTNAME="WebMedia" declare -x LANG="ru_RU.KOI8-R" declare -x LOGNAME="gserg" declare -x PATH="/bin:/usr/bin:/usr/local/bin:/home/gserg/bin:" declare -x PWD="/home/gserg" declare -x SHELL="/bin/bash" declare -x TERM="Eterm" declare -x USER="gserg" $

5. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с вами с еще одной, немного нестандартной, командной оболочкой Midnight commander . Это не командная оболочка в обычном понимании. Это текстовый файловый менеджер – аналог Norton Commander или Far . Midnight commander запускается командой mc . Мы поговорим о его возможностях.

Экран Midnight commander"а разделен на две части. Практически все пространство экрана занимают две панели со списком каталогов и файлов. По умолчанию, вторая снизу экрана линия представляет собой командную строку, в которой Вы можете выполнять обычные команды оболочки, а на самой нижней линии изображены подсказки для функциональных клавиш (F1-F10 ). Верхняя линия символов содержит меню , с помощью которого возможно выполнение множества функций. Для использования меню Вы можете кликнуть мышью в необходимый пункт или нажать клавишу F9 и с помощью клавиш управления курсором выбрать нужный пункт .

Панели Midnight commander обеспечивают просмотр одновременно двух каталогов. Одна из панелей является активной (в том смысле, что пользователь может выполнять те или иные действия с находящимися в ней файлами и каталогами). В активной панели подсвечено имя одного из файлов или каталога, а также выделен цветом заголовок панели в верхней строке. Имя заголовка совпадает с названием каталога, отображаемого в данный момент. Почти все операции выполняются в активной панели. Некоторые операции , такие как перенос или копирование файлов используют пассивную панель в качестве места, куда производится копирование , перенос и т.д.

Теперь поговорим об основных сочетаниях клавиш, которые помогут Вам работать с Midnight commander"ом .

для смены активной панели применяются клавиши или +

для того, чтобы отметить файл , нажмите или +

нажмите для получения справки

вызовет просмотрщик файлов

с помощью вы отредактируете файл

позволит Вам скопировать файл .

перенести или переименовать файл

создать каталог

Клавиша позволит удалить файл и/или каталог

, как уже говорилось, открывает доступ к меню .

– позволит выйти из Midnight commander .

переведет указатель в начало списка файлов,

- напротив – в конец списка.

и изменят положение показателя на страницу вверх и вниз соответственно.

Клавиша <*> на дополнительной клавиатуре позволит инвертировать выделение файлов (она не действует на каталоги)

Клавиша <+> на дополнительной клавиатуре позволит отметить файлы по маске, а <-> снять отметку с файлов по маске.

+ - обновить содержание директории (перечитав с диска или из сети)

+ - поменять местами правую и левую панели.

+ - убрать/вернуть панели.

Хотя сочетания быстрых клавиш являются оптимальным инструментом для того, чтобы сделать работу с Midnight commander"ом максимально быстрой и удобной, новичкам довольно тяжело выучить их сразу все. Чтобы восполнить этот пробел и добавить другие возможности, для которых отсутствуют комбинации клавиш, Midnight commander имеет меню (вызываемое по F9 ).

Меню состоит из пунктов: "Левая панель", "Файл", "Команда", "Настройки", "Правая панель" .

"Левая/правая панель" - эти пункты меню совершенно одинаковые. Различия между ними заключаются только в том, что выполняемые действия будут адресованы в левую или правую панель.

"Формат списка" - открывает диалоговое окно , в котором можно выбрать вид, в котором будет отображаться список файлов/каталогов. На выбор предлагается стандартный, укороченный и расширенный форматы. Однако пользователь в этом окне может и сам определить вид панели таким, какой его будет устраивать, выбрав переключателем "Определенный пользователем".

"Быстрый просмотр" - переводит панель в режим автоматического просмотра файлов, выбираемых на соседней панели. Фокус автоматически переключается на противоположную панель.

"Информация" - переводит панель в режим просмотра информации о файле, подсвеченном в соседней панели, такой как положение, права доступа и владелец, файловая система и устройство, на котором он расположен, количестве жестких ссылок, связанных с этим файлом, а также информации об устройстве, на котором расположен файл ,

"Дерево" - переводит Midnight commander в режим, похожий на режим работы Проводника из OC Windows . В панели, к которой применена команда "Дерево" , строится дерево каталогов, по которому можно перемещаться с помощью стрелок управления курсором , клавиш PageUp, PageDown, Home, End . В соседней панели высвечивается содержимое каталога, подсвеченного в дереве.

"Порядок сортировки" - открывает диалоговое окно , в котором вы можете выбрать атрибут , по которому будет производиться сортировка файлов и каталогов в списке из таких как имя, расширение, время правки, время доступа , время изменения атрибутов, размер, узел (на котором расположен файл ). Также можно оставить файлы без сортировки, сортировать с учетом регистра или в обратном порядке.

"Фильтр" - позволяет выбрать имена файлов, которые будут отображаться в панели с помощью регулярного выражения, введенного в диалоговом окне.

"FTP-соединение" - с помощью этой команды Вы можете установить соединение с удаленным (или даже локальным) компьютером по протоколу ftp . Если введен только адрес удаленного сервера, то Midnight commander попытается установить анонимное соединение. Полная же строка, с помощью которой задается узел такова:

ftp:имя_пользователя:пароль@адрес_сервера:порт/каталог_на_сервере

После установки соединения, работа с удаленной файловой системой происходит аналогично работе с локальной ФС.

"Shell-соединение" - позволяет открыть сетевое соединение по протоколу FISH (FIle transfer over SHell – передача файлов посредством оболочки). FISH использует протоколы RSH (Remote SHell – удаленная оболочка ) или SSH (Secure SHell – защищенная оболочка , аналог RSH , но с поддержкой шифрования передаваемых данных). Полная строка, с помощью которой пользователь может задать удаленный узел такова:

sh:имя_пользователя@адрес_сервера:опции/каталог_на_сервере

Параметр имя_пользователя , опции и каталог_на_сервере не обязательны. Если имя пользователя не указано, то Midnight commander будет пытаться зарегистрироваться на удаленной системе с именем пользователя, используемым на локальном компьютере.

"Пересмотреть" - аналог комбинации клавиш + - вызывает обновление списка файлов и каталогов в текущей панели, перечитав их с диска или по сети.

"Файл" - раздел меню , пункты которого обеспечивают основные функции обработки файлов и каталогов, такие как:

"Меню пользователя" - позволяет вызвать меню , которое устанавливает сам пользователь . Также вызывается клавишей .

"Просмотр файла" - аналог функции, выполняемой по нажатию . Позволяет просмотреть подсвеченный файл (или зайти в каталог). Поддерживает множество форматов, таких как текстовые форматы, архива, Winword DOC, исполняемые файлы Linux и т.д.

"Просмотр файла..." - то же, что и предыдущий пункт , но действует не на подсвеченный файл , а на тот, имя и путь к которому будет введен в диалоговом окне.

"Просмотр команды" - позволяет выполнить команду и просмотреть ее стандартный вывод в режиме просмотра файла.

"Редактирование" - открывает файл для правки. Простой встроенный текстовый редактор имеет достаточный набор встроенных функций для редактирования файлов конфигурации, исходных текстов программ и т.д., а встроенная автоматическая подсветка синтаксиса делает редактирование более удобным, а редактируемые тексты более удобочитаемыми.

"Копирование" - копирует файл из активной панели в пассивную. Аналог функции, вызываемой по . По умолчанию, копируемым считается подсвеченный в активной панели файл (или группа файлов), а местом назначения- каталог, открытый в пассивной панели. Это можно изменить, поправив значения полей, в открывающемся после вызова этой команды, диалоге.

"Права доступа" - позволяет изменить права доступа к файлу (или группе файлов) в диалоговом окне.

"Символич. ссылка" - создает символическую ссылку. По умолчанию за адресуемый принимается файл , подсвеченный в активной панели, а создаваемая ссылка будет иметь то же имя и располагаться в каталоге, открытом в пассивной панели. Пользователь может изменить это в открывающемся диалоговом окне.

"Владелец/группа" - изменяет владельца и/или группу, к которой принадлежит файл /каталог.

"Права (расширенные)" - позволяет изменять одновременно права доступа к файлу и его владельца и/или группу. Права доступа представлены в виде трех последовательностей rwx для владельца, группы и всех пользователей.

"Переименование" - позволяет переименовать/переместить файл . Аналог функции, вызываемой по . По умолчанию, перемещаемым/переименуемым считается подсвеченный в активной панели файл (или группа файлов), а местом назначения- каталог, открытый в пассивной панели. Это можно изменить, поправив значения полей, в открывающемся после вызова этой команды, диалоге.

"Создание каталога" - создает каталог. Аналог функции, вызываемой по . По умолчанию, каталог создается в каталоге, открытом в активной панели. Это можно изменить, если в открывшемся диалоге указать полный путь к создаваемому каталогу.

"Удаление" - удаляет файл /группу файлов/каталог. Аналог функции, вызываемой по .

"Смена каталога" - меняет текущий каталог . Аналогична команде cd командного интерпретатора Bash . Необходимый каталог вводится в диалоговом окне.

"Отметить группу" - Отмечает группу файлов по маске в каталоге, открытом в активной панели. Аналог функции, вызываемой с помощью <+> на дополнительной клавиатуре.